Слайд 2
Готический стиль (готика) –
(от итал. gotico, буквально
– готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.
Слайд 3
Берлин.
Остатки монастыря
XII века.
Слайд 4
В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной,
культурной, политической и экономической жизни
к концу XII в.
стали не монастыри, а города.
Слайд 5
А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша
(здание городского самоуправления) и кафедральный собор (крупный христианский храм).
Слайд 6
Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой
большое каменное здание с залом для собраний на первом
этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
Слайд 7
СОБОР – ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Соборы должны были вмещать
всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили
дискуссии профессора и студенты.
Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде).
Сами горожане часто являлись заказчиками
или создателями
произведений искусства для украшения соборов.
Слайд 9
ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ значительно отличались от монастырских церквей романского
периода:
романская церковь тяжеловесна и приземиста,готический собор лёгок и
устремлён ввысь.
Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов.
Если в романской церкви
массивные своды покоятся
на толстых стенах,
то в готическом соборе
свод опирается на арки,
а те в свою очередь — на столбы.
Боковое давление свода
передаётся аркбутанам
(наружным полуаркам)
и контрфорсам (наружным опорам,
своего рода «костылям» здания).
Такая конструкция дала возможность
уменьшить толщину стен,
увеличить внутреннее пространство здания.
Стены перестали служить опорой свода,
что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.
Слайд 10
Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода
Центральный неф
собора в Реймсе
имеет высоту
38 метров.
Распределение тяжести сводов
на выносные опоры
Слайд 11
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные
и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и
представлений людей Средневековья.
Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, —
создавало образ небесного мира,
воплощало мечту о чуде.
Арка, как и купол средокрестия символизирует небесный свод. Дверной проём символизирует землю.
В соединении арки с дверным проёмом заложена идея земли и неба.
Сумрак собора – символ пещеры, где родился Бог.
Свет от свечей и из узких окон – божественный свет. Контраст тьмы нефов и света перед алтарём – победа божественного света над мраком греховной жизни.
Слайд 12
Портал – вход в собор
Вся смысловая символика христианского
храма повторяется в его западном портале.
Дверь – это
переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
Слайд 13
Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства
– скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей).
В
готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур», особой пластикой,
в которой органически переплелись возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск.
СКУЛЬПТУРА ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Слайд 15
Лиризм образов и жизненная правдоподобность
Слайд 16
В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа
и Богоматери — на первый план выдвинулась тема мученичества:
готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества.
Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника.
Слайд 17
Образ Богоматери становится культовым.
Готическое искусство постоянно обращалось к
образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед
Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины
Слайд 18
Химеры- скульптура в образе фантастического животного.
Горгульи – скульптуры-водостоки.
В
то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных,
сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.
Слайд 20
Настенные росписи
ЖИВОПИСЬ ГОТИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА
Слайд 21
Витражи
Сен-Шапель –
капелла Людовика IX,
1243-1248,
арх. Пьер
де Монтеро,
Париж, Франция
Слайд 22
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому
стенная роспись уступила место витражу — живописному изображению из
скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна.
Слайд 24
В XII-XIII веках делали
цветные витражи.
Готовые цветные
стёкла нарезали в соответствии с рисунком, набирали на шаблоне,
а затем покрывали росписью. Эти элементы скрепляли свинцовыми перемычками и заключали в металлическую раму.
Слайд 25
Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция
Но чем внимательней, твердыня
Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра, -
Тем чаще
думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам
Слайд 26
Собор Парижской Богоматери - собор, строительство которого продолжалось
185 лет. Совершенный по своим архитектурным пропорциям, собор является
жемчужиной готической архитектуры.
Слайд 27
Зрелая готика
Церковь капеллы
Сен-Шапель
в Париже
(1245-1248), образец
«лучистого» придворного стиля короля Людовика IX
Слайд 28
Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.
Слайд 29
Поздняя готика
Руанский собор
(1434-1514)
Стиль
«пламенеющая готика»
Слайд 30
В Средневековье непокрытые волосы считались чем-то греховным.
Аскетизм, навязанный
церковью, обязывал всех замужних женщин тщательно укрывать свои волосы.
В результате чего в это время появилась мода на выбритые лбы и затылки. Однако такая скромность причесок с лихвой компенсировалась головными уборами, формы которых приобретали порой самые невероятные очертания.
На цвет волос, постоянно укрытых шляпой или платком, не обращали внимания, если только он не был рыжим. Рыжеволосую женщину в средневековье вполне серьёзно могли принять за ведьму.