Слайд 2
Цель:
- совершенствование знаний о значимости
культуры в художественной картине мира
Задачи:
учить размышлять о соотношении и
взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания
раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств
уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента
формирование духовной культуры учащихся
НАУКА:
чувственное рациональное
конкретное абстрактное
ценностно познавательно-
эмоциональное теоретическое
Слайд 4
Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на
выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
человеке и обществе.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью.
Слайд 5
Особенности научного мышления(познания):
объективность;
развитость понятийного аппарата (категориальность);
рациональность (непротиворечивость, доказательность,
системность);
проверяемость;
высокий уровень обобщения;
универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей
и причин);
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Особенности творческого мышления(познания):
Оригинальность, необычность идей.
Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Слайд 6
Универсальные методы научного мышления(познания):
анализ
синтез
дедукция
аналогия
моделирование
абстрагирование;
идеализация
Экспериментирование
Универсальные
методы творческого мышления(познания):
синтез логического мышления и воображения
Аналогия
Моделирование
Абстрагирование
Идеализация
Экспериментирование
Слайд 7
Общие функции научной и художественной деятельности:
упорядочивающая (коммуникативная)
воспитательная (ценностно-ориентирующая, эстетическая)
инновационная (познавательная)
Слайд 8
Вывод:
Научное познание
включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Искусство
дарит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания.
Слайд 9
Творческое мышление – это мышление, результатом
которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той
или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
(Я. А. Пономарёв).
Слайд 10
Альберт Эйнштейн
(1879-1955)
Макс Планк
(1858-1947)
Илья Пригожин
(1707-1783)
(1917-2003)
Слайд 12
Обобщение:
И наука, и искусство
обитают в общем культурном поле, имеют дело с одной
и той же реальностью. В философской литературе даже высказывается точка зрения, что на самом деле не существует двух разных видов познания — художественного и научного, существует единое познание, базирующееся на единых фундаментальных законах человеческого разума.
Слайд 14
Иоганн Вольфганг Гёте(1749-1832)
Создатель сравнительной анатомии, современной морфологии растений,
физиологической оптики, понятия гомологии, морфологического типа, метаморфоза, идеи ледникового
периода.
Слайд 15
Жюль Верн(1828—1905)
Французский географ и писатель предсказал научные открытия
и изобретения в самых разных областях, в том числе
появление акваланга, телевидения, видеосвязи.
Слайд 16
Винсент ван Гог
(1853-1890)
Вороны над пшеничным полем
Слайд 17
Андрей Колмогоров
(1903-1987)
Создал теорию
турбулентного потока
И.С.Бах
(1879-1955)
(1685-1750)
Слайд 19
Оноре де Бальзак(1799—1850)
Раньше ученых сделал отдельные наблюдения,
связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации
личности.
Слайд 20
Алексей Николаевич Толстой (1882—1945)
Предсказал появление лазера и
космических кораблей.
- (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма,
получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.
Слайд 22
Авангард
Авангардизм (от франц. Avant-garde – «передовой отряд») –
условное наименование различных течений современного искусства, возникшего на рубеже
XIX-XX веков.
Авангардизм характеризуется разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм. Авангард – это поиск некоего «нового мирослышания», «звукового миросозерцания».
Слайд 23
Авангард
Направления авангардной музыки:
Додекафония
Серийная
музыка
Алеаторика
Конкретная музыка
Сонористика
Стехастическая музыка
Пуантилизм
Коллаж
Электронная музыка Рок-музыка
Слайд 24
Авангард
Направления авангарда в
изобразительном искусстве:
Абстракционизм
Лучизм
Конструктивизм
Кубофутуризм
Супрематизм
Футуризм
Слайд 25
Василий Кандинский (1866-1944)
композиция №217 Серый овал
«Москва», 1916 г
композиция №8
Слайд 27
Михаил Ларионов (1881 — 1964)
Петух (Лучистый этюд)
Слайд 30
Павел Филонов (1882—1941)
Формула Вселенной
Слайд 31
Русский инженер Лев Сергеевич Термен(1896—1993)
Слайд 32
«Цветомузыка», компьютерная музыка, ЗD картины
Слайд 35
Искусство должно идти впереди жизни,
должно давать направление ей, должно давать людям духовную пищу,
без которой жизнь немыслима, которая в переживаемое нами время всевозможных кризисов более необходима, чем в какое-нибудь другое время
Слайд 37
Александр Скрябин
«Прометей»(Поэма огня)
Слайд 38
Домашнее задание
Пересказ текста из учебника.
Выполнить творческое задание из
учебника.
Нарисовать или написать эсссе. Мир,Россия или Санкт-Петербург через 50
лет. (Что-то на выбор)