Слайд 2
Музей под открытым небом — в наиболее общем значении,
любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям
относятся парки скульптур, парки миниатюр, многие технические музеи (под открытым небом часто размещаются экспонаты музеев авиации, военной техники, транспорта).
В более узком значении музеями под открытым небом называют музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений. Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности.
Слайд 3
КИЖИ
Всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера,
состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых
единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.
Слайд 4
Церковь Преображения Господня— самое знаменитое и выдающееся сооружение
ансамбля.
6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви.
Слайд 5
Церковь Преображения Господня
(1714 год)
Данная церковь возведена
на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена
создателей церкви неизвестны.
Высота церкви — 37 метров.
Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.
По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят.
Слайд 6
Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой
композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами,
расположенными по сторонам света.
Церковь увенчана 22 главами. Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви.
Слайд 7
Покровская церковь
Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу
в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Восемь главок
Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо- Кижского Подворья — церкви Преображения
Слайд 8
Покровская церковь
1764 год
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый
резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты
и чисто русской любви к узорчатой нарядности. Фронтонный пояс — не только декоративная деталь, это ещё и средство защиты от влаги: За каждым зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Слайд 9
Крыльцо
Покровской церкви
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние
помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом —
с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела,
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.
Слайд 10
Шатровая колокольня
1863 год
В плане квадратный четверик разделён двумя
продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и
чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике». Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Материал: сосна, ель.
Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.
Слайд 11
Часовня Архангела Михаила
XVIII
– XIX века
Церковь Воскрешения Лазаря. XIV век
Слайд 13
Мельница из деревни Волкостров.
XIX век
Поклонный крест
Слайд 14
Витославицы – музей
народного деревянного зодчества
В XII веке
на этом месте - на дороге между Новгородом и
Юрьевым монастырем, - была деревня Витославлицы. именно это место было выбрано в 1960-е годы для создания музея под открытым небом. Сюда с территории всей области свозили находившиеся в плачевном состоянии постройки. Реставрационная мастерская буквально спасала от гибели эти культовые памятники.
Всего на территории в 30 га размещается 22 памятника. Здесь собраны разные типы сохранившихся деревянных церквей: шатровая «восьмерик на четверике» - церковь Успения из Курицка (1595), крестчатая на подклете с тремя престолами - Рождества Богородицы из села Передки (1531), ярусный храм Николы из Высокого Острова (1767) и клетский - из деревни Тухоля (1688).
Слайд 16
«Малые Корелы» - уникальный музей
под открытым небо
Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» -
самый северный российский музей под открытым небом, крупнейшее по количеству и разнообразию памятников собрание, расположенное к тому же на самой обширной территории. День основания – 17 июля 1964 года.Создание музея стало возможным благодаря технологическим особенностям традиционного строительства: для перевозки памятник сначала разбирали, предварительно маркируя каждое бревно, а доставив на место, вновь собирали, как конструктор.
Слайд 18
Новосибирский музей
под открытым небом
Слайд 19
Расположен в живописной местности в 4,5 км от
Новосибирского Академгородка.
Экспозиция включает археологические памятники, планируемые музейные объекты, музейные
хранилища, производственные площадки и мастерские. Гордостью музея являются памятники федерального значения: Спасо-Зашиверская церковь, ветряная мельница, изба "связью", изба "клетью", два двухэтажных амбара, амбар-погреб, баня по-черному