Слайд 2
Возвышенное
Изначально не как категория эстетики, а как стилистическая
фигура риторики (Цецилий трактат «О возвышенном».
Псевдо-Лонгин – черты возвышенного:
необычайные страсти, красота речи, соединенная с высокими мыслями, далекое от мирской суеты, от мелочного тщеславия, от внешнего блеска, то, что возвышает человека. Возвышенное потрясает человека.
Слайд 3
Возвышенное
Средневековая философия – Бог – самое возвышенное =
высшее благо. Образ возвышенного запечатлен в готических соборах (грандиозно
и ввысь)
Ренессанс – превозносит человеческое, божественное и титаническое в человеке.
Кант – «возвышенное содержится не в какой-нибудь вещи в природе, а только в душе».
Слайд 4
Возвышенное
1. Возвышенное – превосходная степень прекрасного, его особый
род, отличающийся мощью, величиной и величием.
2. Возвышенное противоположно
прекрасному и при его восприятии возникает эстетически негативная реакция (возвышенное подавляет, оно не покорено и неподконтрольно человеку)
Слайд 5
Возвышенное вызывает восторг, оно могуче, колоссально (океан, просторы
космоса и завораживает и пугает одновременно).
Среди творений человека –
это грандиозные сооружения (гигантские храмы, пирамиды, мосты…)
Грандиозность, масштабность, монументальность – формы отражения возвышенного в искусстве.
Слайд 6
Возвышенное
Возвышенное – объективное эстетическое свойство, присущее предметам и
явлениям, которые обладают общественной значимостью. Ввиду своей колоссальной мощи
и масштаба, возвышенные явления не могут быть освоены человеком до конца, это сфера несвободы человека.
Слайд 7
Трагическое
Аристотель – «Трагедия есть подражание не людям, но
действию и жизни, счастью и злосчастью». Это катарсическое действие
(очищение через страдание).
Центральная проблема трагедии – расширение возможностей человека, «выход из зоны комфорта», разрыв исторически сложившихся связей, границ, ставших тесными, переход в качественно новое состояние. Кризис всегда открывает новые горизонты для развития
Слайд 8
Трагическое
1. Раскрывает гибель или тяжелые страдания личности
2. Невосполнимость
утраты личности
3. Бессмертие погибшей личности (в памяти семьи, народа…),
величие и бессмертие
4. Активная борьба с обстоятельствами, не смирение с судьбой
5. Философское осмысление смысла жизни человека
6. Чувство скорби перемешено с чувством гордости и радости (герой умер, но дело его жизни восторжествовало)
7. Катарсис – очищающее воздействие
Слайд 9
Комическое
Смех – оружие, которое всегда бьет прецельно. Высмеиваются
всегда конкретные пороки, и человек в котором они есть,
сразу чувствует это.
Комическое всегда включает в себя высокоразвитое критическое начало. Смех – эмоционально эстетическая форма критики, он предоставляет творцу безграничные возможности для серьезно-шутливого обращения с предрассудками и проблемами своего времени.
Слайд 10
Комическое
Смех по своей природе враждебен иерархичности, преклонению перед
чинами и авторитетами, он не совместим с неравноправием и
преклонением.
Комизм – результат разлада, контраста нелепого – разумному, прекрасного –безобразному…
Сущность комичного во внезапном разрешении напряженного ожидания в ничто. Смех – радостный испуг, радостное разочарование – изумление, оно противоположно восторгу и восхищению.
Слайд 11
Чувство юмора
1. Опирается на эстетические идеалы, противопосавляя их
комическому явлению
2. Предполагает способность эмоционально в эстетической форме схватить
противоречия действительности
3. присуще эстетически развитому уму, способному быстро, эмоционально и критически оценивать явления;
4.предполагает склонность к богатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям;
5. рассматривает явления критически с точки зрения его общечеловеческой значимости.
Слайд 12
Типы и оттенки комизма
Юмор – смех дружелюбный, беззлобный,
он совершенствует явление, очищает его от недостатков, видит в
своем объекте и хорошие стороны. Объект юмора сохраняет привлекательностью
Сатира – отрицает, казнит несовершенства мира, требует изменений в соответствии с иеалдом.
Ирония – притворство, намерение в шутку сказать нечто противоположное тому, что человек думает, но сказать так, чтобы стало понятно, что подразумевается не то, что говорится.
Сарказм – горькая и ядовитая ирония, высказанная с целью причинить боль.
Слайд 13
БЕЗОБРАЗНОЕ КАК АНТИПОД ПРЕКРАСНОГО
Безобразное в искусстве впервые теоретически
осмыслил Аристотель.
Произведение искусства всегда должно иметь прекрасную форму, в
предмет (содержание) искусства может включать в себя и прекрасное и безобразное.
Даже отвратительное изображенное в художественном произведении доставляет удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передает художник.
Слайд 14
Безобразное
Внешнее безобразие телесной формы можно определить как дисгармонию
частей и целого. По мнению некоторых философов, безобразное не
должно являться предметом искусства, оно допустимо только в плане усиления прекрасного, как смешное или страшное.
По Бодлеру, безобразное носит как материальный, так и нематериальный аспект – это либо проявлении дисгармоничного, патологического (во внешнем), либо не одухотворенность, отсутствие внутреннего света и внутреннего богатства (безобразие мира внутреннего)
Слайд 15
БЕЗОБРАЗНОЕ
Эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют
отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы
человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
Безобразное отталкивает, но не пугает.
Прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.
Слайд 16
Низменное
Низменное противоположно возвышенному.
Низменное – крайняя степень безобразного, чрезвычайно
негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человека
Слайд 17
УЖАСНОЕ и ТРАГИЧЕСКОЕ
Близко к трагическому, но отлично от
него. В трагическом проглядывает надежда.
Ужасное безысходно, безнадежно. Это
гибель, это бедствие никак неконтролируемое. Трагическое возвышает человека, он остается победителем даже погибая.
В ужасном человек – раб обстоятельств. Категория ужасного охватывает те обстоятельства, которыми человек не владеет и даже ценой своей жизни не может обрести свободу над ними.