Слайд 2
План лекции:
Культурология как учебная дисциплина
Культурология как наука
Структура и
состав культурологического знания
Методы культурологических исследований
Слайд 3
2. Культурология как учебная дисциплина
Культурный человек – кто
это?
Слайд 4
2. Культурология как учебная дисциплина
Слайд 6
7 чудес света:
Египетские пирамиды
Храм Артемиды в Эфесе
Висячие сады
Семирамиды
Статуя Зевса в Олимпии
Александрийский маяк
Колосс Родосский
Мавзолей в Галикарнасе
Слайд 7
Египетские пирамиды Гизы
Пирамида Хеопса (Хуфу)
Пирамида Хефрена (Хафра)
Пирамида Микерина
(Менкаура)
Слайд 8
Храм Артемиды в Эфесе
Ширина храма Артемиды была 50
метров, длина — 109 м, высота колонн — 20
м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 греческих царей.
Слайд 9
Висячие сады Семирамиды
Сады, расположенные на искусственных сводах, наверху
жилых или хозяйственных построек, называют висячими. В архитектурном плане
«висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м.
Слайд 10
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса Олимпийского — работа
Фидия. Зевс восседал на троне, инкрустированным чёрным деревом и
драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снёс бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.
Слайд 11
Александрийский маяк
Маяк представляет собой высокую четырёхгранную башню, с
костром наверху, свет которого отражают зеркала на море, чтобы
корабли, плывущие в Александрию, не налетели на рифы. Первый уровень здания - это расписанные стены, второй уровень - высокие и длинные колонны и цилиндрической формы стена-лестница, третий уровень - самый главный, на нём расположены костёр и зеркала Общая высота маяка — 120—140 метров, его свет было видно на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км).
Слайд 12
Колосс Родосский
Двенадцать лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа,
над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. На изготовление грандиозного
монумента пошло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно 13 и 8 тонн).
Полную статую, по мере того как она росла, заполняли камнями и глиной, чтобы сделать её устойчивее. База была сделана из мрамора.
Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 г. до н. э. статую разрушило землетрясение.
Слайд 13
Мавзолей в Галикарнасе
Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского
правителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н.
э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) . Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра.
Слайд 14
07.07.2007 г. – Открытое голосование в Интернет (New
Open World Corporation (NOWC)
(100 млн. чел.)
7 новых чудес
света
Слайд 15
7 новых чудес света:
Великая китайская стена
Статуя Христа Искупителя
Колизей
Мачу-Пикчу
Петра
Тадж-Махал
Чичен-Ица
Слайд 16
Великая китайская стена
Древнее оборонительное сооружение. Строилась на протяжении
многих веков, начиная с 5 века до н. э.
вплоть до 17 века, и тянется от побережья Желтого моря до пустынь Северо-Западного Китая. Протяженность стены называют от 4,5 до 6 тысяч км, толщина несколько метров (в среднем 5 метров), высота 6-10 метров. Утверждают, что стена включала 25 тысяч башен.
Слайд 17
Статуя Христа Искупителя
знаменитая статуя Христа с распростёртыми руками
на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. В 1921 году
приближающаяся столетняя годовщина национальной независимости Бразилии (1822 г.) вдохновила отцов города — Рио-де-Жанейро тогда являлся столицей Бразилии — на создание монумента Христа Искупителя. Постройка статуи продолжалась около девяти лет — с 1922 по 1931 гг.
Первоначальный эскиз памятника разработал художник Карлос Освальд. Точные размеры статуи Христа Искупителя составляют: высота — 38 метров, в том числе пьедестала — 8 м; вес — 1145 тонн; размах рук — 30 метров.
Слайд 18
Колизей (Рим, Италия)
Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) или
Колизе́й (лат. Colosseum, итал. Colosseo) — самый большой из
древнеримских амфитеатров. Длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.
Слайд 19
Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу в переводе с языка кечуа «старая вершина»
– город древней Америки. Находится на территории современного Перу.
Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах», «город среди облаков» или «потерянным городом инков». Город был создан великим правителем Пачакутеком приблизительно в 1440 году. Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы.
Слайд 20
Петра
Древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского
царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более
900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик. Петра располагалась на перекрёстке двух важнейших торговых путей.
Слайд 21
Тадж-Махал
Мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки
Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу
императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Главным дизайнером обычно считают Лахаури. Это пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам, к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Слайд 22
Чичен-Ица
Политический и культурный центр майя на севере полуострова
Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, название в переводе
с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ццев» или «Рот колодца колдунов воды»
Слайд 23
3. Культурология как наука
Культурология (лат. сultura – возделывание,
взращивание; logos – учение, наука)
Слайд 24
3 этапа становления культурологии:
Донаучный (античность- XVII в.) (Т.Гоббс,
С.Пуфендорф)
Слайд 25
3 этапа становления культурологии:
2. Научно-исторический (XVII в.- сер.
XIX в.) (И.Г.Гердер)
Слайд 26
3 этапа становления культурологии:
3. Научно-философский (сер.XIX в. –
наст.вр.) (Л.А.Уайт)
«Наука о культуре»(1949)
«Эволюция культуры» (1959)
«Понятие культуры» (1973)
Слайд 27
4. Структура и состав культурологического знания
Культурология как наука
Фундаментальная
(теоретическая)
Прикладная
Слайд 28
Фундаментальная (теоретическая) культурология
Задача: выявлять общие закономерности развития культуры
и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной
жизни, ее проявлений и процессов.
Проблемы:
генезис культуры,
типология культуры,
методология изучения культуры,
соотношение культуры с другими явлениями общества,
логика и философия культуры.
Разделы:
социальная культурология,
психология культуры,
культурная семантика,
история культурологии.
Слайд 29
Социальная культурология
изучает те процессы и явления, которые порождаются
людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек
рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.
Слайд 30
Психология культуры (психологическая антропология)
обращает внимание в основном на
человека — носителя той или иной культуры. Основной акцент
делается на изучении норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.
Слайд 31
Культурная семантика
изучает культурные феномены как тексты — систему
информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется
вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе.
Слайд 32
История культурологии (историография)
рассматривает историю и механизм появления и
развития тех или иных концепций и теорий культуры. Эти
области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания.
Слайд 33
Прикладная культурология
Задача: разработка методик целенаправленного прогнозирования и управления
социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того
или иного государства.
Проблемы:
исследование видовых проявлений культуры, ее форм
знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.
Культурные институты - организации, структуры и учреждения, которые выполняют функции создания, хранения и трансляции культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, а именно: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристские структуры, система физкультуры и профессионального спорта.
Слайд 34
Культурная антропология
изучает взаимоотношения человека и общества, закономерности процесса
«окультуривания» человека.