Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Лекции 8-9. Публичное выступление

Содержание

Перфильева А. М. План: Основные типы устной публичной речи.Оратор и его аудитория.Этапы подготовки к публичному выступлению.Жанровые особенности публичного выступления.
Перфильева А. М. Публичное выступлениеЛекции 8 - 9   (4 часа) Перфильева А. М. План: Основные типы устной публичной речи.Оратор и его аудитория.Этапы Перфильева А. М. 1. Основные типы устной публичной речи 	Публичная речь – Перфильева А. М. Виды речейОраторское искусство неоднородно.Виды речей определяются с учётом функции, Перфильева А. М. Виды речейСоциально-политические: 	выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, Перфильева А. М. Виды речейАкадемические: 	учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.Судебные – Перфильева А. М. Виды речейСоциально-бытовые: 	развлекательные (эпидейктические), приветственные, юбилейные, застольные, поминальные, похвальные Перфильева А. М. Определите тип следующей речи	«Нищета – это такая же болезнь Перфильева А. М. Определите тип следующей речи	«Господа! Человек, которого только что опустили Перфильева А. М. Определите тип следующей речиТерпеливая парта! Не тот ли, кто, Перфильева А. М. Каковы цели публичной речи?	Основная цель ПР – влияние на Перфильева А. М. 2. Оратор и его аудиторияОратор(лат. «orator» - «orare» - Перфильева А. М. Типы ораторовОраторы, для которых основное средство ораторского искусства – Перфильева А. М. Известные ораторыАлександров Петр Акимович (1838 – 1893).	Речи отличались тщательностью Перфильева А. М. Известные ораторыКлючевский Василий Осипович (1841-1911)	Говорил всегда неторопливо, что позволяло Перфильева А. М. Известные ораторыЕльцин Борис Николаевич (1931 - 2006)		«Показал себя упрямым, Перфильева А. М. Аудитория (слушатели)	Аудитория («auditor» слушатель) – пространственно расположенная группа людей, Перфильева А. М. 	Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями. Он Перфильева А. М. 	Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова выступающего Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Харизма оратора.Интересная форма преподнесения материала.Произнесение речи (словесная импровизация).Различные коммуникативные умения. Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Учёт особенностей аудитории:Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, Перфильева А. М. Чувство общности аудитории, которое проявляется в определённом настрое слушателей.Мотив Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюОпределение темы речи:Исходить из Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюОпределение цели выступления:	Говорящий должен Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюПоиск материала.	Источники:	личный архив;официальные документы;научная, Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюхудожественная литература;статьи из газет Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюИзучение отобранной литературы. 	Важен Перфильева А. М. 7. Работа над формой речи	Выстраивание композиции (последовательности частей) высказывания.	Составление Перфильева А. М. Структура речиВведение (вступление, зачин, приступ).	Задача: подготовить слушателей к восприятию Перфильева А. М. Введение 	Затем подчеркивается актуальность темы, значение ее для аудитории, Перфильева А. М. Основная часть	«Все мысли в слове должны быть связаны между Перфильева А. М. Основная часть	Методы преподнесения материала:Индуктивный – изложение от частного к Перфильева А. М. Основная частьДедуктивный метод – движение от общего к частному, Перфильева А. М. Методы изложения материалаИсторический метод (линейная (хронологическая, естественная композиция) – Перфильева А. М. Метод аналогии –сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения Перфильева А. М. Ступенчатый метод отвечает не логике события, но логике движения Перфильева А. М. Концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных проблем), Перфильева А. М. Завершение речи (концовка, заключение).		Заключение – относительно самостоятельная часть текста, Перфильева А. М. Элегантное заключение: шутка, цитата, самохарактеристика (демонстрирует скромность оратора), образ Перфильева А. М. Целесообразное заключение: развернутое на структуру сообщения (передается логика рассуждения); Перфильева А. М. 8. Работа над словесным оформлением речиРедактирование (правка) текста.Шлифовка речи Перфильева А. М. 9. Репетиция (запоминание) речиЗаучивание всего текста.Заучивание особо значимых частей Перфильева А. М. 10. Произнесение речиЧтение текста «по бумажке».Воспроизведение текста по памяти Перфильева А. М. 4. Жанровые особенности публичного выступленияЯзыковое оформление.	Уточняющие, или ли-вопросы (по Перфильева А. М. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая Перфильева А. М. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно Перфильева А. М. Композиция ПВ всегда связана с логическими законами: Закон тождества: Перфильева А. М. Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том Перфильева А. М. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно Перфильева А. М. Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована Перфильева А. М. «Поэтами рождаются, ораторами становятся»М. Т. ЦицеронУспехов в освоении ораторского искусства!
Слайды презентации

Слайд 2 Перфильева А. М.
План:
Основные типы устной публичной

Перфильева А. М. План: Основные типы устной публичной речи.Оратор и его

речи.
Оратор и его аудитория.
Этапы подготовки к публичному выступлению.
Жанровые особенности

публичного выступления.


Слайд 3 Перфильева А. М.
1. Основные типы устной публичной

Перфильева А. М. 1. Основные типы устной публичной речи 	Публичная речь

речи
Публичная речь – это официальное выступление оратора, обращенное

к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия.

Слайд 4 Перфильева А. М.
Виды речей
Ораторское искусство неоднородно.
Виды речей

Перфильева А. М. Виды речейОраторское искусство неоднородно.Виды речей определяются с учётом

определяются с учётом функции, которую выполняет речь с социальной

точи зрения, ситуации выступления, темы и цели.

Слайд 5 Перфильева А. М.
Виды речей
Социально-политические:
выступления, посвящённые вопросам

Перфильева А. М. Виды речейСоциально-политические: 	выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики,

государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, которые реализуются в

парламенте, на митингах, общественных собраниях и т.п.

Слайд 6 Перфильева А. М.
Виды речей
Академические:
учебная лекция, научный

Перфильева А. М. Виды речейАкадемические: 	учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.Судебные

доклад, обзор, сообщение.
Судебные –
речи, произносимые участниками судебного процесса

(прокурором, адвокатом и др.).


Слайд 7 Перфильева А. М.
Виды речей
Социально-бытовые:
развлекательные (эпидейктические), приветственные,

Перфильева А. М. Виды речейСоциально-бытовые: 	развлекательные (эпидейктические), приветственные, юбилейные, застольные, поминальные,

юбилейные, застольные, поминальные, похвальные и др.
Богословско-церковные – проповеди, речи

на соборе.

Слайд 8 Перфильева А. М.
Определите тип следующей речи
«Нищета –

Перфильева А. М. Определите тип следующей речи	«Нищета – это такая же

это такая же болезнь на теле общества, как проказа

была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным…» (В. Гюго).

Слайд 9 Перфильева А. М.
Определите тип следующей речи
«Господа! Человек,

Перфильева А. М. Определите тип следующей речи	«Господа! Человек, которого только что

которого только что опустили в эту могилу, был один

из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры теперь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну… Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха… Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» (В. Гюго).

Слайд 10 Перфильева А. М.
Определите тип следующей речи
Терпеливая парта!

Перфильева А. М. Определите тип следующей речиТерпеливая парта! Не тот ли,

Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет

и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…

Слайд 11 Перфильева А. М.
Каковы цели публичной речи?
Основная цель

Перфильева А. М. Каковы цели публичной речи?	Основная цель ПР – влияние

ПР – влияние на аудиторию. Донести до неё необходимую

информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, управлять поступками людей. Эти цели требуют от оратора определённого мастерства.

Слайд 12 Перфильева А. М.
2. Оратор и его аудитория
Оратор
(лат.

Перфильева А. М. 2. Оратор и его аудиторияОратор(лат. «orator» - «orare»

«orator» - «orare» - говорить) тот, кто произносит речь,

выступает с речью, кто обладает даром красноречия;
вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить (В. И. Даль).

Слайд 13 Перфильева А. М.
Типы ораторов
Ораторы, для которых основное

Перфильева А. М. Типы ораторовОраторы, для которых основное средство ораторского искусства

средство ораторского искусства – логика рассуждений.
Ораторы, воздействующие на слушателей

своей эмоциональностью.

Слайд 14 Перфильева А. М.
Известные ораторы
Александров Петр Акимович (1838

Перфильева А. М. Известные ораторыАлександров Петр Акимович (1838 – 1893).	Речи отличались

– 1893).
Речи отличались тщательностью формулировки основных положений, внутренней согласованностью

частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой.

Слайд 15 Перфильева А. М.
Известные ораторы
Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
Говорил

Перфильева А. М. Известные ораторыКлючевский Василий Осипович (1841-1911)	Говорил всегда неторопливо, что

всегда неторопливо, что позволяло студентам записывать лекции почти слово

в слово. Лекционное мастерство заключалось и в музыке его речи, богатстве интонаций и фразировке, артистическом перевоплощении на кафедре в зависимости от рассказываемого сюжета, удивительности и красоте русского языка, чеканности произношения.

Слайд 16 Перфильева А. М.
Известные ораторы
Ельцин Борис Николаевич (1931

Перфильева А. М. Известные ораторыЕльцин Борис Николаевич (1931 - 2006)		«Показал себя

- 2006)

«Показал себя упрямым, не сходящим со своей позиции

человеком. Выступления редки, а значимость и влиятельность их становились все меньшими. Стиль выступлений делался все более низким и свободно вульгарным, все более в своей разговорной стихии смахивал на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор с ним» (В. И. Аннушкин).

Слайд 17 Перфильева А. М.
Аудитория (слушатели)
Аудитория («auditor» слушатель) –

Перфильева А. М. Аудитория (слушатели)	Аудитория («auditor» слушатель) – пространственно расположенная группа

пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету речи,

а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия высказывания.

Слайд 18 Перфильева А. М.
Важнейшее условие эффективности ПР –

Перфильева А. М. 	Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями.

контакт со слушателями. Он предполагает общность психического состояния оратора

и аудитории на основе:
совместной мыслительной деятельности (интеллектуального сопереживания, решения одинаковых вопросов);
эмоционального сопереживания (оратор и его аудитория должны испытывать сходные чувства).

Слайд 19 Перфильева А. М.
Главными показателями взаимопонимания является положительная

Перфильева А. М. 	Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова

реакция на слова выступающего (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы

одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая тишина» в зале.

Слайд 20 Перфильева А. М.
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Актуальность обсуждаемого

Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в

вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления.
Личность оратора,

его репутация.
Внешний вид.
Невербальные средства, поза, взгляд выступающего.
Заинтересованность речью.

Слайд 21 Перфильева А. М.
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Харизма оратора.
Интересная

Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Харизма оратора.Интересная форма преподнесения материала.Произнесение речи (словесная импровизация).Различные коммуникативные умения.

форма преподнесения материала.
Произнесение речи (словесная импровизация).
Различные коммуникативные умения.



Слайд 22 Перфильева А. М.
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Учёт особенностей

Перфильева А. М. Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Учёт особенностей аудитории:Однородность/неоднородность аудитории: пол,

аудитории:
Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная

принадлежность, жизненный опыт и др.
Количественный состав: многочисленная/немногочисленная аудитория: заражение, подражание, конформизм.




Слайд 23 Перфильева А. М.
Чувство общности аудитории, которое проявляется

Перфильева А. М. Чувство общности аудитории, которое проявляется в определённом настрое

в определённом настрое слушателей.
Мотив действия слушателей: мотивы интеллектуально-познавательного плана

(приходят, т.к. интересует тема выступления); мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор).




Слайд 24 Перфильева А. М.
3. Этапы подготовки к публичному

Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюОпределение темы речи:Исходить

выступлению
Определение темы речи:
Исходить из личного опыта, знаний по выбранной

теме.
Учитывать интерес слушателей.
Правильно формулировать тему (отражение содержания речи, конкретизация темы).

Слайд 25 Перфильева А. М.
3. Этапы подготовки к публичному

Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюОпределение цели выступления:	Говорящий

выступлению
Определение цели выступления:
Говорящий должен ясно представлять, для чего, с

какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается: развлечь, побудить, проинформировать, настроить на конкретные действия и т.п.

Слайд 26 Перфильева А. М.
3. Этапы подготовки к публичному

Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюПоиск материала.	Источники:	личный архив;официальные

выступлению
Поиск материала.
Источники:
личный архив;
официальные документы;
научная, научно-популярная литература;
справочная литература: энциклопедии, словари,

таблицы и др

Слайд 27 Перфильева А. М.
3. Этапы подготовки к публичному

Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюхудожественная литература;статьи из

выступлению
художественная литература;
статьи из газет и журналов;
передачи радио и телевидения;
результаты

социологических опросов;
собственные знания и опыт;
личные контакты, беседы, интервью.

Слайд 28 Перфильева А. М.
3. Этапы подготовки к публичному

Перфильева А. М. 3. Этапы подготовки к публичному выступлениюИзучение отобранной литературы.

выступлению
Изучение отобранной литературы.
Важен навык работы с жанрами справочного

аппарата книги.
Осмысление содержания прочитанного: чтение, пересказ, записи.
Накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными.

Слайд 29 Перфильева А. М.
7. Работа над формой речи
Выстраивание

Перфильева А. М. 7. Работа над формой речи	Выстраивание композиции (последовательности частей)

композиции (последовательности частей) высказывания.
Составление плана, который на протяжении работы

корректируется, уточняется, сокращается или расширяется.

Слайд 30 Перфильева А. М.
Структура речи
Введение (вступление, зачин, приступ).
Задача:

Перфильева А. М. Структура речиВведение (вступление, зачин, приступ).	Задача: подготовить слушателей к

подготовить слушателей к восприятию речи, заинтересовать, вызвать интерес.
Зачин: интересный

пример, пословицы, поговорки, крылатое выражение, юмористическое замечание, цитата.

Слайд 31 Перфильева А. М.
Введение
Затем подчеркивается актуальность темы,

Перфильева А. М. Введение 	Затем подчеркивается актуальность темы, значение ее для

значение ее для аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается

история вопроса, перечисляются основные проблемы выступления, задаются проблемные вопросы к аудитории.

Слайд 32 Перфильева А. М.
Основная часть
«Все мысли в слове

Перфильева А. М. Основная часть	«Все мысли в слове должны быть связаны

должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль

содержала в себе, так сказать, семя другой» (М. М. Сперанский)
В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Слайд 33 Перфильева А. М.
Основная часть
Методы преподнесения материала:
Индуктивный –

Перфильева А. М. Основная часть	Методы преподнесения материала:Индуктивный – изложение от частного

изложение от частного к общему. Выступающий начинает речь с

частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Метод используется в агитационных выступлениях.

Слайд 34 Перфильева А. М.
Основная часть
Дедуктивный метод – движение

Перфильева А. М. Основная частьДедуктивный метод – движение от общего к

от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению.

Широкое распространение этот метод получил в пропагандистских выступлениях.



Слайд 35 Перфильева А. М.
Методы изложения материала
Исторический метод (линейная

Перфильева А. М. Методы изложения материалаИсторический метод (линейная (хронологическая, естественная композиция)

(хронологическая, естественная композиция) – выстраивание событий в линию, так,

как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию.


Слайд 36 Перфильева А. М.
Метод аналогии –сопоставление фактов, явлений,

Перфильева А. М. Метод аналогии –сопоставление фактов, явлений, событий в целях

событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо

изученного объекта на менее изученный объект. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное влияние на адресата.


Слайд 37 Перфильева А. М.

Ступенчатый метод отвечает не логике

Перфильева А. М. Ступенчатый метод отвечает не логике события, но логике

события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому

следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому. Тема обычно разбивается на ряд частных подтем, о каждой из которых сообщается как бы в отдельности, оратор не возвращается к ним.


Слайд 38 Перфильева А. М.
Концентрический метод – освещение проблемы

Перфильева А. М. Концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных

(или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение. Практика постоянного

возврата к проблеме.
Использование различных методов изложения в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

Слайд 39 Перфильева А. М.
Завершение речи (концовка, заключение).
Заключение –

Перфильева А. М. Завершение речи (концовка, заключение).		Заключение – относительно самостоятельная часть

относительно самостоятельная часть текста, с помощью которой оратор подводит

итог сказанному, указывает на перспективы рассмотрения поднятой проблемы, создает целостное представление о теме текста, ставит точку в восприятии высказывания.


Слайд 40 Перфильева А. М.

Элегантное заключение: шутка, цитата, самохарактеристика

Перфильева А. М. Элегантное заключение: шутка, цитата, самохарактеристика (демонстрирует скромность оратора),

(демонстрирует скромность оратора), образ (соотносится с речью в целом),

обрывание речи.
Цель: создать контраст между корпусом речи и финалом, произвести глубокое впечатление.

Слайд 41 Перфильева А. М.

Целесообразное заключение: развернутое на структуру

Перфильева А. М. Целесообразное заключение: развернутое на структуру сообщения (передается логика

сообщения (передается логика рассуждения); развернутое на предмет сообщения (передается

основное содержание выступления).
Суммирующее заключение (подводит итог сказанному, закругляет речь).

Слайд 42 Перфильева А. М.
8. Работа над словесным оформлением

Перфильева А. М. 8. Работа над словесным оформлением речиРедактирование (правка) текста.Шлифовка

речи
Редактирование (правка) текста.
Шлифовка речи (исправление шероховатостей, неточностей).
Работа над образностью

речи (включение тропов и фигур, интересных фактов, примеров).
Подготовка демонстративного материала (схемы, слайды, лозунги, тезисы, раздаточный материал).

Слайд 43 Перфильева А. М.
9. Репетиция (запоминание) речи
Заучивание всего

Перфильева А. М. 9. Репетиция (запоминание) речиЗаучивание всего текста.Заучивание особо значимых

текста.
Заучивание особо значимых частей текста.
Подготовка письменного опорного текста для

произнесения речи: подчеркивание основных положений, нумерация основных вопросов, выделение фамилий, фактов, названий, данных, иллюстративных примеров).

Слайд 44 Перфильева А. М.
10. Произнесение речи
Чтение текста «по

Перфильева А. М. 10. Произнесение речиЧтение текста «по бумажке».Воспроизведение текста по

бумажке».
Воспроизведение текста по памяти с чтением отдельных фрагментов.
Отдельная импровизация

(подготовлена всем прошлым опытом оратора).

Слайд 45 Перфильева А. М.
4. Жанровые особенности публичного выступления
Языковое

Перфильева А. М. 4. Жанровые особенности публичного выступленияЯзыковое оформление.	Уточняющие, или ли-вопросы

оформление.
Уточняющие, или ли-вопросы (по функции). Уточняющие (закрытые) вопросы направлены

на выяснение истинности или ложности выраженного в нем суждения. Например: «Действительно ли состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «Правда ли, что в нашем городе открылась новая нотариальная контора?».

Слайд 46 Перфильева А. М.

В предложениях, содержащих закрытые вопросы,

Перфильева А. М. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли,

употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ

на такие вопросы, как правило, ограничивается словами «да» или «нет».

Слайд 47 Перфильева А. М.
Восполняющие (открытые) вопросы связаны с

Перфильева А. М. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний

выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя.

Грамматическим признаком таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, почему и т. д. Так, приведенные выше закрытее вопросы можно преобразовать в открытые: «Когда состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «В каком районе нашего города открылась новая нотариальная контора?».

Слайд 48 Перфильева А. М.
Композиция ПВ всегда связана с

Перфильева А. М. Композиция ПВ всегда связана с логическими законами: Закон

логическими законами: Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения

должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, т. е. быть тождественна сама себе». Во время рассуждения недопустимо подменять один предмет мысли другим, нельзя отождествлять различные мысли, тождественные мысли принимать за различные. Каждое понятие, суждение должны употребляться в одном и том же, определенном смысле и сохранять его в ходе всего рассуждения.

Слайд 49 Перфильева А. М.
Закон противоречия: «Две противоположные мысли

Перфильева А. М. Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и

об одном и том же предмете, взятом в одно

и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Закон противоречия запрещает считать одновременно истинным два противоречивых высказывания только при определенных условиях. Речь должна идти только об одном и том же предмете. Высказывание должно относиться к одному и тому же времени. В утверждении и отрицании предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении.

Слайд 50 Перфильева А. М.

Закон исключенного третьего: «Из двух

Перфильева А. М. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в

противоречащих высказываний в одно и то же время и

в одном и том же отношении одно непременно истинно». Закон распространяется только на противоречащие суждения. «Это свидетель» - «Это не свидетель». По отношению к какому-либо человеку одно из данных суждений истинно, другое ложно.

Слайд 51 Перфильева А. М.

Закон достаточного основания: «Всякая правильная

Перфильева А. М. Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть

мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».

  • Имя файла: lektsii-8-9-publichnoe-vystuplenie.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 0