Слайд 2
Изобразительное искусство романтизма
Герой эпохи: портретная живопись
В борьбе со
стихией: пейзажная живопись
Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности
и Средневековья
Современная жизнь глазами романтиков
Экзотика Востока
Слайд 3
Одна из самых последовательных романтических школ - Франция,
(период Реставрации Июльской монархии в борьбе с догматизмом и
рационализмом позднего академического классицизма).
Выражение протеста против угнетения и реакции.
Связь с социальными движениями 1-й половины 19 в., истинная революционность - действенный, публицистический характер французского романтизма.
Слайд 4
Художники Франции объединяли формы бурным движением, использовали яркий
насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (Т. Жерико,
Э. Делакруа, О. Домье, пластика П.Ж. Давида д'Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда)
В Великобритании - Дж. Констебл и Р. Бонингтон.
Необычность образов и особенность выразительных средств – У. Тёрнер.
Обращением к культуре Раннего Возрождения и средневековья – мастера позднего романтического движения (Бёрн-Джонса, Щ.Г. Россетти, Морриса и др.).
Слайд 5
Свобода ведущая народ,
Делакруа Эжен.
Мост Символов,
Тёрнер
Джозеф Мэллорд Уильям.
Слайд 7
Фердинан Викто́р Эжен Делакруа́
(Ferdinand Victor Eugène Delacroix)
1798—1863
Автопортрет.
1837.
По своей сути – классицист, но реформатор.
Слайд 8
Влияние:
В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста
Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико
изучал в
Лувре живопись старых мастеров, особенно Питера Пауля Рубенса
увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла.
Слайд 9
гражданский пафос и драматический накал произведений
Тема человеческого
бедствия и страдания, чувства и переживание эпохи
посетил Великобританию (1825),
Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию.
мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории
Интерес к восточной экзотике и воссоздание своеобразия национального быта, нравов и характеров
Слайд 10
Данте и Вергилий (Ладья Данте) 1822, Лувр, Париж
Эмоциональное напряжение и мрачный трагизм
Слайд 11
дух активного протеста против жестокости и насилия турок,
глубокое сочувствие к бедствиям греческого народа
“Резня на Хиосе”
(1823–1824, Лувр, Париж)
Дебют в Салоне 1822 г.
Аллегория
Турки – тирания
Греческий народ –
борцы за эллинскую независимость
Слайд 12
органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической
мечты о свободе
Реальные участники революции 1830 года рядом
с аллегорической фигурой Свободы.
Свобода, ведущая народ
1830, Музей Лувр, Париж
Слайд 13
Женщины Алжира в своих покоях 1834, Лувр, Париж
Слайд 14
психологический портрет
“Фредерик Шопен”,
1838, Лувр, Париж
Портрет
Жорж Санд
1839
Слайд 15
исторические, мифологические, религиозные темы - высокие декоративные качества,
свободный полет фантазии, живописный размах + черты несколько преувеличенной,
театрализованной патетики
Поединок гяура с пашой,
1826
Медея, 1862
Музей изящных искусств, Лилль
Слайд 17
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер
(Joseph Mallord William Turner)
(1775—1851)
Пейзажная живопись
Символизм
Автопортрет, 1799
Слайд 18
Вслед за Констеблом - предан правде жизни
пейзаж
может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не
хуже исторической картины.
человек оказывается во власти враждебных сил стихии.
добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги.
Море, туман и солнце - любимые темы художника.
Неустойчивое восприятие глубины: одновременно впечатление плоской поверхности и иллюзия ухода вглубь.
Слайд 19
Рыбаки в море, 1796, Галерея Тейт, Лондон
Первое
полотно, которое он показал на академической выставке в 1796
году.
Усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями.
Трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов
Слайд 20
"мифология цвета"
Полифем - страшный великан-циклоп, сын Посейдона,
одиноко живущий в пещере и пасущий овец. Во время
своего путешествия Одиссей прибывает на остров и хитростью ослепляет Полифема. Соединение античной мифологии с последними научными данными и конкретными наблюдениями.
«Улисс и Полифем» (1828—1829, Лондон, Национальная галерея)
Слайд 21
Джульетта со своей няней, 1836
Переносит действие шекспировской трагедии
из Вероны в Венецию. Джульетта с няней любуются с
плоской крыши дворца карнавальным весельем внизу на площади св. Марка.
Точка зрения взята очень высоко. Пейзаж главный.
Слайд 22
Пароход у входа в гавань во время шторма
зимой, 1843
современный художник-абстракционист. Намного опередил свое время, и
поэтому современники не понимали его искусства. образы отвлеченной символики.
Слайд 23
«Дождь, пар и скорость» (1844, Лондон, Национальная галерея)
врывающийся сквозь туман свет, который освещает
вагоны, дым, дождь,
поезд
Слайд 24
потоки краски сливаются в утонченные цветовые гармонии, а
предметы почти утрачивают черты реальности
«Китобойные суда» (1845, Лондон,
галерея Тейт).
Слайд 25
Нет пейзажей с близкой точки зрения. Сцена почти
всегда обнимает несколько десятков миль, представляет огромные пространства.
отходил от
детальной описательности.
Первым в европейской живописи изображал атмосферные эффекты.
К концу 1830-х годов Тернер окончательно вышел из моды
Слайд 27
18 век – не лучшее время для всего
европейского искусства.
В Испании тормозом искусства все-таки явилась инквизиция.
Церковное
искусство стало пережитком.
Религиозные сюжеты превращаются в чисто внешнюю оболочку.
Светское искусство наталкивается на стену запретов.
Только в конце 18-нач 19 века – новая вспышка испанского гения
Слайд 28
Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де (Fransisko
Goya y Lucientes)
(1746–1828)
Автопортрет 1790-95
Слайд 29
Вся жизнь – приключения и опасные «шалости»:
Любовные
интриги, романы (в том числе и герцогиней Альбой)
Дуэли
Годы громкой славы
Жизнь при мадридском дворе, благоволение Карлоса 4
Счастливое избавление от инквизиции
Оккупация страны Наполеоном
Революция
Попытка политического обновления
Реставрация испанской монархии
Казни и репрессии
Уединение в «Доме Глухого»
Переезд во Францию
Слайд 30
Портрет семьи Карла 4. 1799-1800. Мадрид. Прадо
Портрет герцогини
Альба.
1795.
Мадрид. Собрание герцогов
Альба
Маха одетая (1800—1805).
Прадо, Мадрид.
Слайд 31
1-ая половина жизни – только живопись, по стопам
Веласкеса
Система иносказаний
Мотивы маскарада/спектакля
Первый живописец при дворе (злая насмешливость)
Демонические силы,
играющие человеческими судьбами
2-ая половина жизни + гравюры
Трагический нрав искусства
Гравюры – зернистость акватинты.
Экспрессия. Жуткое господство пустого пространства.
Слайд 32
С середины 90-х - серия рисунков «Капричос» (капризы,
фантазии) 80 листов
техника офорта и акватинты
Выход копившемуся гневному критическому
чувству
Правдивый образ разложившегося испанского государства, живые мертвецы.
Обнародованы в 1803
Чудом избежал суда инквизиции
Век пробуждения разума от
Тягостного сна. (см. роман
Лиона Фейхтвангера
«Гойя»
«Сон разума порождает чудовищ»
Лист 43. 1793-1803
Слайд 34
Серия гравюр «Дезастрос».
Бедствия войны.
82 листа, 1810–1820
Живые
силы Испании
Вдохновение народной войной против французов и революцией против
отечественных «чудовищ»
Героизм и жестокость
«Какое мужество!»
Слайд 35
Расстрел в
ночь 2-3 мая 1808 г.
1808-1814
Мадрид. Прадо.
Примыкает к «Бедствиям».
Самое сильное живописное произведение.
Слайд 36
+ Серии гравюр «Тавромахия», бой быков
и «Диспаратес»
Безумства.
«Бык среди зрителей»
«Танец с кастаньетами»
Слайд 37
«Дома Гойи»
1810-1823 гг.
Серия из 15 панно в технике
масленой живописи на стенах 1-2 этажей в доме Гойи.
«черные
картинки»
В 50-х гг 19 века перенесены на холст реставратором Аурелиано Кубельсом.
Мадрид, музей Прадо.
Слайд 38
Шабаш ведьм
Процессия в Сан-Исидоро
Слайд 39
Юдифь
Старики за похлебкой
Бычьи пастухи
Слайд 40
В России ( А. О. Орловский, О. А.
Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
Формирование русского
пейзажа (С. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др.). Одухотворенные, меланхоличные пейзажи, как живется и мечтается
Выразили: дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма.
Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев.
Слайд 41
Последний день Помпеи, Брюллов.
Слайд 43
Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl)
(1799—1852)
Автопортрет, 1848,
Третьяковская Галерея
Наиболее известный русский художник
первой половины XIX века.
Слайд 44
В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в
частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова.
В
1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.
В основе - идея, характерная для романтизма, — противоборство людей жестоким силам природы.
Слайд 45
Ранние. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью
Итальянский
полдень
1827, Русский музей
"Вирсавия", 1832,
Третьяковская галерея
Слайд 46
мастер светского портрета.
образы в меру сияющей, «райской»
красоты
"Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832,
Третьяковская галерея
Слайд 47
Исторические темы, в 1830 году, был на месте
раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия.
Последний день
Помпеи 1833,
Русский музей
«картина-катастрофа»
Сенсация во всем
мире
Полотно было подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Слайд 48
Портреты
«Портрет Графини Юлии Самойловой,
удаляющейся с бала с приемной
дочерью Паччини", около 1842, Русский музей
Психологический.
Феерическая пышность колорита
и мизансцен выглядит как триумф искусства
Портрет графа Алексея
Константиновича Толстого,
1836
Слайд 49
Портрет Анджело Титтони, Рим
Анджело и его брат Винченцо
Титтони - активные участники патриотического антипапского движения. После поражения
революции продолжали участвовать в патриотическом движении, играли видную роль в римских подпольных организациях.
образ романтического героя создан чисто живописными средствами. Перед нами живой человек, сын своей эпохи с обычным лицом, которое становится прекрасным оттого, что его одухотворяют высокие помыслы.
отсутствует героико-романтическая
аллегория,
Слайд 50
Портрет Джульетты Титтони, там же
изображена в костюме Орлеанской
девы. Широко раскрытые огромные глаза как будто устремлены туда,
откуда появится знамение, повелевающее совершить подвиг во имя освобождения родной страны.
Слайд 51
Кипренский О.А.
Воплощение высоких духовных порывов вне зависимости от
сословия
Личность в гармонии с окружением
Портрет мальчика Челищева
Портрет Екатерины Авдулиной
Слайд 52
Щедрин С.Ф.
Естественность и цельность мира
Гармония между человеком и
природой
Классицистический дух
Пейзажист
Терраса в Сорренто
Слайд 53
Тропинин В.А.
Традиции классицизма
Изначально крепостной художник
Получает свободу и становится
академиком
Простые «чистые» глубоко нравственные герои
Кружевница
Портрет Пушкина
Слайд 54
В других странах основным направлением живописи в эпоху
романтизма был пейзаж (Дж. Иннесс и А.П. Райдер).
И композиции
на тему народного быта и истории (В. Мадарас, Л. Галле, Й. Манес, П. Михаловский и Я. Матейко и др.).
Слайд 55
В Германии и Австрии - самое сложное и
противоречивое развитие.
Свойственны особое внимание ко всему остроиндивидуальному, мистико-пантеистические
настроения, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя (Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и Й.А. Кох)
стремление к возрождению религиозного духа итальянской и немецкой живописи 15 в. Дюссельдорфская школа - близка романтизму - воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность.
Искусство бидермейера - своеобразное скрещивание принципов романтизма в Германии и "бюргерского реализма" (Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. фон Швинд, Ф.Г. Вальдмюллер).
Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин).
Слайд 56
Живопись эпохи романтизма 19 века, как в Европе,
так и в работах русских мастеров получила достаточно широкое
развитие.
Излюбленные мотивы: горные пейзажи и живописные руины.
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.