Слайд 2
На этапе. Дурные вести из Франции. 1887—1895. ГИМ
Холст, масло. 152 х 123
Государственный исторический музей, Москва
24 октября 1812 года на ночлеге в Михалевке (Большая Московско-Смоленская дорога, между Дорогобужем и Смоленском) Наполеон получил из Парижа известие о заговоре генерала Мале (Malet). Мале покушался военною силою ниспровергнуть власть Наполеона. Покушение не имело успеха, и генерал Мале был казнен, но это известие произвело на Наполеона удручающее впечатление. Более всего он был поражен тем, что заговор основывался на распространившихся слухах о его смерти.
Наполеон изображен в сельской церкви, где для него был устроен ночлег. Подобные ситуации описывались мемуаристами. Вот один из примеров: «Наполеон 21 октября, прибыв в с. Семлево, остановился в небольшой церкви, которая была обращена в почтовую станцию» (М. Богданович. Истории Отечественной войны. Т. III. С.83).
Слайд 4
Не замай! Дай подойти. 1887—1895. ГИМ
Холст, масло.
149 x 198
Государственный исторический музей, Москва
В произведениях
В.В. Вересаева документальная достоверность изображения сочеталась с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, с выразительным живописным решением. В свом творчестве художник постепенно преодолевал условность академической манеры.
Слайд 6
В покоренной Москве
(«Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»).
1897—1898. ГИМ Холст, масло. 112 x 86
Государственный исторический музей,
Москва
В.В. Верещагин так выразил свое художественное кредо: «Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады».
Слайд 8
В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887—1895. ГИМ
Холст,
масло. 150 x 200
Государственный исторический музей, Москва
В.В.
Верещагин был убежден, что главное – «выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут "не то"».
Пехота по глубокому снегу идет в атаку. На главном театре войны 1812 года первый снег выпал 23 октября, на следующий день после сражения под Вязьмой. Мороз постепенно крепчал и скоро дошел до 12 градусов; позднее — до 19°. При таком морозе велись бои под Красным 3—6 ноября.
Слайд 10
Конец Бородинского сражения. 1899—1900. ГИМ
Холст, масло. 162
х 245
Государственный исторический музей, Москва
Русская армия восприняла
окончание Бородинского сражения как свою победу.
Слайд 12
Мир во что бы то ни стало. Наполеон
и генерал-адъютант Лористон. 1899—1900. ГИМ
Холст, масло. 146 x
131
Государственный исторический музей, Москва
Мирные переговоры Лористона с М.И. Кутузовым не дали никаких результатов.
Слайд 14
С оружием в руках — расстрелять! 1887—1895. ГИМ
Холст, масло. 146 x 131
Государственный исторический музей, Москва
Картина посвящена народной войне 1812 года. Крестьяне с оружием в руках захвачены неприятельскими солдатами. Их связанными привели к Наполеону. Судя по костюмам Наполеона и его свиты, по снежному пейзажу, а также принимая во внимание время, когда на главном театре войны выпал первый снег и ударили первые морозы, — это конец октября или первые числа ноября. Mесто действия — Смоленская губерния.
Наполеон, раздраженный своими военными неудачами и озлобленный против населения, враждебно настроенному против захватчиков, приказывает расстрелять приведенных к нему крестьян. Позади Наполеона в шляпе с пером стоит король Неаполитанский, маршал Мюрат.
Слайд 16
Пожар Замоскворечья. 1896—1897. ГИМ
Холст, масло. 54 х
73
Государственный исторический музей, Москва
Замоскворечье — южная часть
города Москвы, находящаяся в изгибе Москвы-реки, на правом берегу, против Кремля. По оставлении нашими войсками Москвы и занятии ее Наполеоном, город загорелся. Пожар Замоскворечья представлял ужасное зрелище. Несмотря на значительное пространство, отделявшее этот пожар от царского дворца, оконные стекла в нем накалились до такой степени, что к ним едва можно было прикасаться. Несчастные жители Замоскворечья, захваченные врасплох, покидали свои дома и искали убежища в церквах. Но пожары охватывали и храмы. Тогда несчастные покидали город.
Слайд 18
Наполеон на Бородинских высотах. 1899—1900. ГИМ
Холст, масло.
100 х 150
Государственный исторический музей, Москва
В последний
период своей жизни В.В. Верещагин задумал цикл картин под общим названием «1812 год. Наполеон в России». Создавался цикл на протяжении 1887—1904 гг. и должен был представлять собой монументальную эпопею, посвященную народной войне. Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, посвященные М. Кутузову и героизму русских воинов.
Слайд 20
Перед Москвою. Ожидание депутации бояр. Наполеон на Поклонной
горе. 1891—1892. ГИМ
Холст, масло. 124 х 103
Государственный
исторический музей, Москва
В.В. Верещагин живописными средствами стремился дискредитировать Наполеона как великого полководца, подобно тому как ЛВ.В. Верещагин живописными средствами стремился дискредитировать Наполеона как великого полководца, подобно тому как Лев Толстой сделал это в своей прозе. ев Толстой сделал это в своей прозе.
Слайд 22
В Успенском coбopе. 1887—1895. ГИМ
Холст, масло. 106
х 124
Государственный исторический музей, Москва
Французы действительно превратили
общерусский кафедральный собор в конюшню. Автор не погрешил против исторической правды.
Слайд 24
Маршал Даву в Чудовом монастыре. 1887—1895. ГИМ
Холст,
масло. 120 х 78
Государственный исторический музей, Москва
Маршал
Даву устроил для себя спальню в алтаре главного храма Чудова монастыря.
Слайд 26
Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мира. 1895.
ГИМ
Холст, масло. 79 х 68
Государственный исторический музей,
Москва
У В.В. Верещагина образ Наполеона I Бонапарта носит явно выраженные негативные черты.
Слайд 28
Сквозь огонь. 1899—1900. ГИМ
Холст, масло. 80 х
111
Государственный исторический музей, Москва
Картина посвящена бегству Наполеона
из Кремля в Петровский дворец во время страшного пожара в Москве.
Слайд 30
Ночной привал Великой армии. 1896—1897. ГИМ
Холст, масло.
104 х 152,2
Государственный исторический музей, Москва
Армия, с
которой Наполеон вступил в Россию, называлась „La grande armée" – по-русски «Большая армия» или «Великая армия». Первое, надо думать, правильнее: не о величии, а о величине говорит французское название.
Выбрав для своей картины выражение «Великая армия», художник, вероятно, хотел подчеркнуть тщету этого величия. Картина иллюстрирует гибельное отступление французского войска в условиях суровой русской зимы, когда ночевать приходилось в поле под снежною метелью.
Слайд 32
На большой дороге — отступление, бегство... 1887—1895. ГИМ
Холст, масло. 181 х 303
Государственный исторический музей, Москва
При отступлении из Москвы Наполеон в морозы ехал в крытом экипаже, из которого по временам выходил и, опираясь на березовую палку, шел пешком в сопровождении свиты. Эта сцена и изображена В.В. Верещагиным.
На дороге видны следы распада наполеоновской армии: из сугробов торчат голые ноги замерзших солдат, воинское снаряжение, лафеты пушек, брошенные ружья.
Слайд 34
Апофеоз войны. 1871. ГТГ
Холст, масло. 127 х
197
Государственная картинная галерея, Москва
«Апофеоз войны» первоначально назывался
«Торжество Тамерлана». Это полотно — одно из самых ярких программных произведений В.В. Верещагина; оно воспринимается как аллегория войны. На картине изображена выжженная пустыня, в ней мертвые сухие деревья, черное зловещее воронье. В глубине холста — разрушенный азиатский город. На первом плане курган из человеческих черепов. Такие следы оставлял на своем пути живший в XIV веке завоеватель Тамерлан, прославившийся беспримерной жестокостью.
Слайд 35
Художник воплотил в картине «Апофеоз войны» свою главную
творческую идею — «война есть позор и проклятие человечества».
На раме картины В.В. Верещагин оставил надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Слайд 37
Смертельно раненный. 1873. ГТГ
Холст, масло. 56,6 x
73
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В баталистике, издавна служившей
официальному казенному патриотизму, В.В. Верещагин совершает, пожалуй, самую крупную в истории жанра реформу. Рядовой солдат, герой и жертва войны, становится тем субъектом, с точки зрения которого показывается и оценивается художником все происходящее. Художник видит перед собой прежде всего не блистательный «театр военных действий», а будничную и кровавую сторону войны.
Слайд 39
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878—1879. ГТГ
Холст, масло.
150 x 200
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 40
С откровенной демонстративностью позиция художника выражена в антивоенной
картине «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».
Сцена торжественного приветствия Скобелевым
победоносных русских полков отнесена на дальний план, тогда как ближнее пространство заснеженного поля усеяно убитыми, напоминая о страшной цене победы.
Слайд 41
Побежденные. Панихида. 1878. ГТГ
Холст, масло. 179 х
300
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В балканской серии, которая
стала плодом двухгодичного пребывания В.В. Верещагина на русско-турецком фронте, жестокие будни войны окрашены ощущением трагического символизма.
Слайд 43
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876. ГТГ
Холст, масло.
40,5 х 55
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Мавзолей Тадж-Махал»
— это лучшая, пожалуй, пейзажная картина В.В. Верещагина, написанная в традициях перспективной «ведуты» (документально точного архитектурного пейзажа). Художник сумел в картине показать тонкую гармонию архитектурных форм.
Слайд 45
Двери Тимура (Тамерлана). 1871—1872. ГТГ
Холст, масло. 213
х 168
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Среди жанровых картин
туркестанской серии особое место занимает полотно «Двери Тимура», не имевшее аналогов в современном ему искусстве и явившее собой новый тип исторической картины. В ней нет не изображается какое-либо значительное событие, нет действия, однако создается образ прошлого.
Перед зрителем предстает вход во дворец среднеазиатского владыки. По обеим сторонам стоят стражники в полном вооружении. Внимание воинов и зрителей приковано к украшенным сложным орнаментом вратам. Из этих ворот в любой момент может выйти сам Тамерлан. Сюжет и композиция картины были неожиданны и смелы — реакция публики была неоднозначной.
Слайд 47
Торжествуют. 1872. ГТГ
Холст, масло. 257 x 195,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
С первых самостоятельных произведений одной
из ведущих тем творчества В.В. Верещагина становится Восток, его быт и нравы. Свидетель военных событий в Туркестанском крае, Верещагин несколько позднее на основе сделанных на месте событий этюдов и набросков создает в Мюнхене первую серию картин, посвященных Туркестанской кампании.
Художник пишет не только батальные сцены, но и картины бытового характера, где проявляется его интерес к этнографическим подробностям — к колоритным особенностям облика, нравов, архитектуры, костюмов восточных народов.
Слайд 49
Представляют трофеи. 1872. ГТГ
Холст, масло. 171,5 x
240,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.В. Верещагин показывал в
своих картинах предрассудки, косные формы быта и устарелые нравы. Он вскрывал бесчеловечность отживших обычаев, религиозный фанатизм, дикость и варварство отсталых восточных народов и «цивилизованных колонизаторов».