Слайд 2
Функционализм —
архитектурное течение, оказавшее большое влияние на развитие
архитектуры 20 в.
Выдвинутая американским архитектором Луисом Салливеном формула
«форму определяет функция» была подхвачена западно-европейскими архитекторами.
Наиболее характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению зданий, использование достижений науки и техники (в частности, новых материалов), экономичность, предельная простота форм, отказ от декора.
Функционализм сложился в начале 1920-х гг. как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств относительно широким слоям населения.
После 2-й мировой войны опыт функционализма был использован при восстановлении городов, в жилищном строительстве, в создании новых типов зданий. Однако с начала 1950-х гг. кризис функционализма все более углубляется и приводит к появлению новых архитектурных течений.
Слайд 3
Ле Корбюзье.
Вилла Савой. 1929 г.
Вилла Савой стала воплощением
современного взгляда на французский загородный дом. Жилище эпохи автомобиля,
когда промышленный-механизированный подход применялся ко всему и зданиям в том числе.
Именно тогда Ле Корбюзье заявляет: «Дом — это машина для жизни». Это заявление касалось не только стилистики, дизайна фасада и планировок, но и индустриального производства, сбора и монтажа конструкций на месте.
Слайд 4
Ле Корбюзье.
Жилой дом в Марселе.
1947-1952
Жилой дом в Марселе
– своеобразная модель идеального жилища для человека.
Рассчитанный на
350 семей (примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья».
Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.
Слайд 5
«Иконой» функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия,
построенное по проекту Вальтера Гропиуса в 1928 г.
Здание должно
было связать различные учебные помещения в единую асимметричную и динамичную композицию, уравновешенную горизонтальным (длинный переход—мост) и вертикальным (башня студенческого общежития) элементами. В здании также стремились найти баланс между закрытостью приватных зон и прозрачностью конструкций общественных помещений и учебных мастерских. Одной из новинок построенного здания стало применение плоской кровли, используемой в качестве террасы и как коммуникативное пространство.
Слайд 6
Интернациональный стиль —
направление в архитектуре и дизайне периода
1930—1960-х гг., для которого характерны строгие геометрические формы, прямые
линии, широкие открытые пространства, использование стекла и бетона в качестве строительных материалов.
Данный стиль предполагает игнорирование исторической застройки и отказ от национальных культурных особенностей местности.
Экономия и подчеркнутый практицизм ставились во главу угла, а неофициальным девизом архитекторов, не признававших в строительстве зданий никаких излишеств, был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).
Примерами зданий, выполненных в интернациональном стиле, могут служить имеющие четкую геометрию небоскребы.
Архитектурная тема высотной стеклянной башни была активно подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему миру.
Критика скучности и ограниченности интернационального стиля прозвучала лишь в 1950—е годы и явилась важнейшим стимулом формирования архитектурного постмодернизма.
Слайд 7
Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Джонсон .
Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. 1958
Небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке стал
прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру.
Здание проектировалось под офисы канадской фирмы Joseph E. Seagram’s & Sons.
Отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис ван дер Роэ навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции скрыты внутри здания.
Слайд 8
Конструктивизм —
стиль архитектуры Советского Союза периода 1920х и
начала 1930х годов. По своей сущности близок функционализму.
Уникальная политическая
ситуация, победа революции, строительство нового мира полностью совпадали с задачами конструктивизма.
Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутую функциональность новых предметных форм, получение максимальной эффективности при достаточной дешевизне. .
Теоретики конструктивизма выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.).
Слайд 9
К. С. Мельников
Дом культуры им.Русакова, 1928
Здание построено по
заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного
парка и вагоноремонтных мастерских и получило название в память видного участника революционного движения И.В.Русакова.
Здание по форме напоминает часть огромной шестеренки. В трех выступающих "зубцах" расположены балконы зрительного зала. Мельников первым применил такой прием консольного выноса объема балконов зрительного зала над фасадом. Этот прием нашел широкое применение в современной архитектуре.
Слайд 10
К. С. Мельников
Дом-мастерская, 1927-29 гг.
Дом-мастерская является вершиной творчества
Константина Степановича Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным
художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой.
Дом, построенный из наиболее дешевых для того времени материалов – кирпича и дерева, стал иллюстрацией идеи правильного и экономичного жилья.
Слайд 11
Экспрессионизм —
одно из течений в европейском искусстве эпохи
модернизма. Оно получило наибольшее распространение в первые десятилетия двадцатого
века, преимущественно в Австрии и Германии.
В архитектуре экспрессионизм проявился в конце 10-х начале 20-х годов.
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Век этого архитектурного стиля в Германии и соседних государствах был краток. После 1925 года ведущие архитекторы начали отказываться от различных декоративных элементов в своих проектах и акцентировать внимание на рационализации архитектурного пространства.
Экспрессионизм в архитектуре начал возрождаться после окончания Второй мировой войны.
Слайд 12
Эрик Мендельсон
Башня Эйнштейна в Постдаме, Германия. 1919-1921.
Символом
экспрессионизма в архитектуре стало построенное в 1921 году здание
астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна».
Оно запроектировано как своеобразное здание - скульптура с пластичными монолитными железобетонными формам.
В облике здания нет ни одной прямой линии и ни одной плоской поверхности.
Слайд 13
Йорн Утсон
Оперный театр в Сиднее, Австралия, 1957-1973
Сиднейская опера
– крупнейшая достопримечательность Австралии и одно из самых узнаваемых
сооружений мира.
Особого внимания заслуживает кровля здания. Она представлена серией «раковин» или, как их еще называют, «парусов», покрытых белыми и матово-кремовыми плитками.
Слайд 14
Органическая архитектура —
направление в архитектуре 20 в. (особенно
распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и
Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов.
Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Луисом Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи органической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта.
В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х гг. органическая архитектура становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органичную связь здания с окружающим ландшафтом.
Слайд 15
Фрэнк Ллойд Райт
Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)
1935-1939 гг.
Дом
над водопадом – один из самых знаковых и известных
частных домов двадцатого века.
Заказчиком сооружения выступил Эдгар Кауфман старший, преуспевающий предприниматель из Питтсбурга.
«Дом над водопадом» был первым, в котором Райт применил железобетон в качестве одного из главных материалов строительства. Железобетонные консоли террас, повисшие над водопадом, производят впечатление необычайно экзотического архитектурного строения.
Слайд 16
Постмодернизм
Постмодернизм сформировался в 60-е гг. ХХ в.
Термин «постмодернизм»
(поставангард, постмодерн) происходит от латинского post – «после».
Характерной
особенностью этого направления был кардинальный пересмотр позиций предшествующего авангарда и модернизма, которые себя исчерпали.
В обществе все более остро ощущался дискомфорт городской среды, что было связано с застройкой дешевыми домами, сооруженными в стиле рационального функционализма, которые создавали угнетающее состояние уныния и однообразия.
Архитекторы пытаются вернуть формы, декор и орнамент из прошлых эпох, но не в буквальном виде, а преобразованном с учетом современных технологий, или в виде «намеков», отдаленно напоминающих прототип.
Слайд 20
Деконструктивизм
Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется
в конце 80-х годов.
По определению теоретика деконструктивизма Жака
Дерида, это не стиль, а метод. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.
При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации, искажению , что придаёт композициям динамизм и остроту.
Деконструкция – это развитие постмодернистской архитектуры, начало которой было заложено в конце 1980х
Слайд 21
Фрэнк Гери
«Танцующий дом» («Джинджер и Фред»). Прага.
1994-1996.
В 1992 году на создание этого дома автора вдохновил
знаменитый дуэт американских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астер.
«Танцующий Дом» находится в историческом центре Праги и нарушает гармонию окружающего его городского пейзажа, выбиваясь из общих стилей неоготика, необарокко и ар-нуво.
Сначала здание вызывало возмущение у консервативно настроенных жителей, но со временем Танцующий Дом признали одним из выдающихся архитектурных проектов XX века.
Местные жители называют его «стакан».
Слайд 22
Даниэль Либескинд
Музей военной истории в Дрездене. Реконструкция.
2011.
Огромный клиновидный
пятиэтажный объем из бетона, стали и стекла пронзает симметричный
классический фасад старого здания подобно носу закованного в броню линкора.
Современные очертания пристройки, врезанные в неоклассическое здание старого музея, символизируют, как авторитарное прошлое Германии после войны уступило месту демократическому будущему.
Слайд 23
Хай Тек (англ. hi-tech, от high technology —
высокие технологии)
Технический прогресс в 70-х годах XX века стал
оказывать значительное влияние на архитектуру. Он являл собой олицетворение вступления в век высоких технологий.
Хотя хай-тек и вылился в отдельный архитектурный стиль, он отличался лишь способами архитектурного оформления и материалами.
Коструктивизм выделялся использованием конструкций на основе стекла и железобетона. А хай-тек использует различные комбинации металла и стекла, предполагая использование инженерно-технических конструкций здания в декоративных целях. Использование различных цветов для покраски трубопроводов, вентиляционных шахт позволяет им выглядеть конструктивно-декоративными элементами здания.
К 90-м годам XX века хай-тек становится главенствующим направлением. В нём очень заметен отход от сложных композиций, свойственных стилю хай-тек 70-х годов.
Слайд 24
Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс Национальный центр искусства и
культуры имени Жоржа Помпиду.
1977 г.
Оригинальная идея архитекторов была
в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м².
Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электроподводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным.