Слайд 2
Основные художественные направления
Классицизм (в качестве образца классическое античное
искусство)
Сентиментализм (обращен не к разуму, а к чувствам, переживаниям
людей)
Романтизм (противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни)
Реализм ( изображение окружающей действительности в ее наиболее типичных проявлениях)
Критический реализм (выявление неблагополучных сторон жизни)
Слайд 3
Основное культурное течение этого времени - классицизм.
Классицизм -это
культурное течение, в основу которого положены основные черты античной
культуры: строгие пропорции, симметричность, акцент на центре произведения.
Слайд 4
Петербургский классицизм
- это архитектура не отдельных зданий,
а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью
Слайд 5
Архитектура
Наиболее видными архитекторами XIX в. Петербурга
были А.Д.Захаров (1761 – 1811) О. Монферран ( 1786
- 1858), А.Н. Воронихин (1759 - 1814), К.И. Росси (1775 - 1849) и др.
Слайд 6
А. Захаров.
Его выдающимися
творениями являются
здание
Адмиралтейства,
здание биржи
на Васильевском острове
Адмиралтейство
Слайд 7
Т. Томон, А. Захаров.
Здание Биржи на стрелке Васильевского
острова
Слайд 8
А.Н. Воронихин
С 1801 г. началось строительство Казанского собора,
которое продолжалось десять лет. Архитектор собора - А.Н. Воронихин
- стремился сделать свое творение похожим на римский собор святого Петра. После завершения строительства в собор поместили прах М.И. Кутузова.
А. Воронихин. Казанский собор
Б.И.Орловский. Памятник М.И.Кутузову
и Барклаю де Толли
Слайд 10
П.К. Клодт.Укротители коней.
П. Клодт. Памятник Николаю I
на Исаакиевской площади.
Слайд 11
Исаакиевский собор
О. Монферран
Имя архитектора О. Монферрана связано с
такими архитектурными произведениями, как Исаакиевский собор и колонна Александра
I, достигающая в высоту 47 метров.
Слайд 12
О. Монферран.
Колонна – памятник Александру I, монумент
в честь победы России в Отечественной войне 1812 года
(высота 47 метров)
Слайд 13
К.И. Росси
Немалое влияние на формирование облика северной столицы
оказали творения К.И. Росси. По его проектам были возведены
здания Главного штаба, Сената и Синода , Александрийского театра и Михайловского дворца.
К. Росси. Здание Главного штаба
Слайд 14
К. Росси. Здания Сената и Синода.
Слайд 15
К. Росси.
Александринский театр
К. Росси.
Михайловский дворец
Слайд 17
Московский классицизм
Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями, не
столь монументален, как петербургский.
Он более свободен, более приближен к
человеку
Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоениями разных эпох, поэтому шедеврами стали отдельные здания.
Слайд 18
В Москве в стиле ампир были выполнены работы
О. И. Бове: реконструированная после пожара 1812 Красная площадь;
Театральная площадь с Большим театром; Триумфальные ворота и др.
Слайд 19
И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
Слайд 20
Дом Лопухиных на Пречистенке. А. Григорьев
Слайд 21
К.А. Тон
Московский вокзал в Петербурге
Петербургский (Ленинградский )
вокзал в Москве
Большой Кремлевский дворец
Храм Христа Спасителя
Слайд 22
К.А. Тон
К. Тон. Московский вокзал в Санкт-Петербурге
Слайд 23
К. Тон. Петербургский (Ленинградский) вокзал в Москве
Слайд 26
Живопись
Классицизм оказал влияние не только на
архитектуру, но и на живопись.
Классицизм в живописи получил название академизм. Влияние этого течения выразилось в создании картин, посвященных античной жизни.
Слайд 27
( 1830 - 1833 гг.) - он впервые
в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и
величие простого человека в условиях природной катастрофы. " И был " Последний день Помпеи " для русской кисти первым днем ",- писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму.
Карл Павлович Брюллов
Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ
" Последний день Помпеи"
Слайд 29
Брюллов. Итальянское утро.
Брюллов. Всадница.
Слайд 30
Александр Андреевич Иванов
Одним из крупнейших мастеров русской живописи
стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала
картина " Явление Христа народу ",над созданием которой мастер трудился 20 лет (1837-1858 гг.) Основная идея картины - уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек, из множества изображенных на картине, индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.
Слайд 32
Орест Адамович Кипренский
Василий Андреевич Тропинин
Одними из ярких представителей
романтизма в живописи стали замечательные портретисты
Орест
Адамович Кипренский и
Василий Андреевич Тропинин.
Ими созданы портреты поэта
А.С. Пушкина и другие портреты.
Слайд 33
Портрет А. С. Пушкина
Орест Адамович Кипренский
Портрет А.
С. Пушкина
Василий Андреевич Тропинин
Слайд 34
В. Тропинин. Кружевница
В. Тропинин. Портрет сына
Слайд 35
Павел Андреевич Федотов
Основоположником критического реализма в русской живописи
стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он
сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы " Свежий кавалер " ,
" Сватовство майора ", "Завтрак аристократа ",
в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.
Слайд 36
П. Федотов.
"Свежий кавалер "
П. Федотов.
" Сватовство майора "
Слайд 38
Алексей Гаврилович Веницианов
Рождение популярного в XIX в. бытового
жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Веницианова. Его работы
были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В его картинах продолжает чувствоваться влияние классицизма. Его знаменитые картины –
" Гумно", " На пашне. Весна" и др.
Слайд 39
А. Венецианов.
"Гумно"
А. Венецианов
" На пашне. Весна"
Слайд 40
Центром художественной жизни России того времени стало открытое
в 1832г.
в Москве Училища живописи, ваяния
и зодчества.
В 1852 г. был открыт Эрмитаж.
Большую часть коллекции художественных произведений Эрмитажа составили памятники культуры, принадлежащие царской фамилии.
Слайд 41
Театр и музыка
В первой половине XIX в. театральное
искусство в России преимущественно было представлено в двух видах:
либо театры создавались помещиками и выступали в них крепостные актеры, либо выступления организовывались иностранцами. В репертуар театров входили как классические произведения - такие, как "Гамлет" В. Шекспира, так и новые пьесы отечественных авторов.
Слайд 42
Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел
Степанович Мочалов. Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу
и справедливость, а его игра - бурной эмоциональностью.
П. С. Мочалов
Слайд 43
М. С. Щепкин
С 40-х гг. начинается новая
страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического
направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.
Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Каждая новая роль Щепкина в малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.
Слайд 44
Наиболее знаменитыми театрами первой половины XIX в. были
Московский
Большой театр
Московской
Малый театр
Александринский театр
Слайд 45
Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на
себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая
опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.
ГЛИНКА
( 1804-1857
)
В начале XIX в. создает свои знаменитые произведения " Жизнь за царя " ( "Иван Сусанин ") и
«Руслан и Людмила».
Он внес новую струю в музыкальное искусство России. Его музыка отличалась ярким звучанием и в то же время несла в себе черты национального русского творчества.
М. И. Глинка
Слайд 47
Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество Александра Сергеевича
Даргомыжского. Его главное произведение - опера " Русалка" -
ознаменовало рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы.
Даргомыжский большое значение придавал внутреннему миру героев .
А.С.Даргомыжский
Слайд 48
Наибольшую популярность в начале века приобретают романсы, которые
своей лиричностью и простотой притягивали внимание широкой общественности. Знаменитыми
авторами романсов были М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А.Л. Гурилев.
Слайд 49
Задания
1. Выберите из предложенных иллюстраций те, которые относятся
к: 1) архитектуре, 2) скульптуре, 3) живописи
1
2
3
4
5
6
Слайд 50
3. Назовите памятник, находящийся на Красной площади Москвы
и символизирующий единение русского народа против иноземных захватчиков во
времена Смуты.
2. Выберите основные направления русского искусства первой половины XIX
1) авангардизм
2) классицизм
3) романтизм
4) реализм
5) барокко
Слайд 51
4. Соотнесите имена художников и названия картин.
Слайд 52
5. Перед вами портреты великих деятелей театра и
музыки. Разделите их на две группы.
А. - композиторы Б. - актеры
1
2
3
4
Слайд 53
6. Укажите название
театров, изображенных
на иллюстрациях.
1
2
3
Слайд 54
Мы рассмотрели с вами основные черты развития русской
культуры первой половины XIX в.
Благодаря успехам в архитектурном,
театральном художественном и музыкальном искусствах XIX в. считается
" золотым веком " русской культуры.