Слайд 2
Категория «общество» — самая широкая абстракция социальных наук,
первичное теоретическое понятие, не сводимое к другим:
– это исторический
результат естественно складывающихся отношений людей;
– это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей;
– группа индивидуумов, которые обладают качествами, не сводимыми к качествам их каждого конкретного человека.
Слайд 3
Карл Маркс (1818—1883, Германия) определял общество, как исторически
развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их
совместных действий.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917, Франция) определял общество, как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
Макс Вебер (1864—1920, Германия) определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других, действий.
Толкотт Парсонс (1902—1979, США) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Слайд 4
Выдающийся британский историк и культуролог Арнольд Тойнби (1889—1975)
рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих
одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся двумя основными критериями:
– религия и форма её организации;
– территориальный признак — степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Слайд 5
А. Тойнби выделял 21 цивилизацию:
1. египетская,
2. андская,
3. древнекитайская,
4.
минойская,
5. шумерская,
6. майянская,
7. сирийская,
8. индская,
9. хеттская,
10. эллинская,
11. западная,
12.
дальневосточная (в Корее и Японии),
13. православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),
14. православная христианская в России,
15. дальневосточная (основная),
16. иранская,
17. арабская,
18. индуистская,
19. мексиканская,
20. юкатанская,
21. вавилонская.
В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская — эллинская — западная, минойская — эллинская — православная, минойская — сирийская — исламская, шумерская — индская — индуистская.
Слайд 6
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по А. Тойнби,
в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская
и т.д.).
Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:
вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, суровость природных условий, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
ответ цивилизации в целом на вызов;
деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ» (Challenge and response).
По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
творческого меньшинства;
инертного большинства.
Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
1. зарождение;
2. рост;
3. надлом;
4. дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Слайд 7
Структура издания
Т. I. Введение (Introduction); Сравнительное исследование цивилизаций.
Т.
II. Генезис цивилизаций (The Geneses of Civilizations).
Т. III. Рост
цивилизаций (The Growths of Civilizations).
Т. IV. Надломы цивилизаций (The Breakdowns of Civilizations).
Т. V. Распады цивилизаций (The Disintegrations of Civilizations).
Т. VI. Вселенские державы (Universal States).
Т. VII. Универсальные церкви (Universal Churches).
Т. VIII. Героические времена (Heroic Ages); Контакты между цивилизациями в пространстве (Contacts between Civilizations in Space).
Т. IX. Контакты между цивилизациями во времени (Contacts between Civilizations in Time); Закон и свобода в истории (Law and Freedom in History); Перспективы западной цивилизации (The Prospects of the Western Civilization).
Т. X. Вдохновение историков (The Inspirations of Historians); Заметки по хронологии (A Note on Chronology).
Т. XI. Исторический атлас (Historical Atlas and Gazetteer).
Т. XII. Переосмысленное.
Главный труд А. Тойнби — «Постижение истории» (A Study of History)
Слайд 8
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером
(1880—1936). Центральное понятие данного подхода – культура.
Культура – совокупность религии,
традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
индийская;
китайская;
вавилонская;
египетская;
античная (греко-римская);
арабская;
западноевропейская,
русская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в.
Слайд 9
Подход Георга Гегеля (1770—1831, Германия) к изучению общества.
Выделил
три пространства исторического развития общества
1. восточное (Китай, Египет и
др.) – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
2. античное (Греция, Рим, средневековая Европа) – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от нее;
3. германское – осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход
Позитивисты (Огюст Конт, 1798—1857, Франция и др.) выделили следующие стадии развития общества:
1. традиционную;
2. доиндустриальную;
3. индустриальную.
Впоследствии выделена:
4. постиндустриальная (в ХХ в.).
Слайд 10
Самюэль Хантингтон (1927—2008)
США
Автор концепции столкновения цивилизаций
Основные научные
труды:
«Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968 г.)
«Третья волна: демократизация
в конце 20 столетия» (1991 г.)
«Столкновение цивилизаций?» (1993 г.)
«Столкновение цивилизаций» (1996 г.)
«Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004 г.)
Цивилизация — это некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов.
Слайд 11
Карта цивилизаций С. Хантингтона из книги «Столкновение цивилизаций»
Слайд 12
Можем ли мы конструктивно покритиковать концепцию столкновений цивилизаций
С. Хантингтона?
Слайд 13
Исламское государство (ДАИШ)
Желаемая конфигурация территории
Katar
Слайд 15
Где симпатизируют Исламскому государству?
Слайд 17
Для современного этапа характерно противопоставление цивилизаций Востока и
Запада.
Черты западных политических культур — демократия, конституционализм, соблюдение прав
человека, личная свобода, либерализм, индивидуализм.
Черты восточных политических культур — авторитаризм, коллективизм, патернализм, общинность, более высокая роль религии в обществе.
Слайд 18
Карта распространения индивидуализма в Европе (по Герту Хофстеде)
This
map is based on the data from Hofstede Centre
using Hofstede's cultural dimensions theory https://geert-hofstede.com.
Обособленность (индивидуализм) —противоположность сплочённости (коллективизму) — тяготение к личностным целям, осознание себя как «я», защита частных интересов, связи между отдельными личностями, не обременёнными сильными обязательствами действовать совместно (США); для коллективистской культуры (Латинская Америка) присущи групповые цели, осознание себя как «мы», поддержание отношений, норм.
Слайд 19
10 различий между индивидуалистскими и коллективистскими обществами (по
Герту Хофстеде)
Слайд 20
Николай Яковлевич Данилевский
(1822—1885)
Россия
Геополитическая концепция
Славянского мира и панславизма
Основной
научный труд:
«Россия и Европа» (1871 г.)
Слайд 21
10 прежде известных культурно-исторических типов (по Н.Я. Данилевскому):
1)
египетский,
2) китайский,
3) ассиро-вавилоно-финикийский,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) новосемитический, или аравийский,
10) германо-романский, или европейский.
Россия со славянством образуют новый 11-й культурно-исторический тип, который должен проявиться в скором времени, совершенно отличный и отдельный от Европы.
Есть ещё два «сомнительных» типа (мексиканский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития».
Слайд 22
Н.Я. Данилевский предложил классификацию культурно-исторических типов, построенную на
основных направлениях культурной деятельности человечества. Он выделяет четыре направления:
–
деятельность религиозная, объемлющая отношения человека и Бога;
– деятельность культурная, охватывающая отношение человека к внешнему миру и разделяющаяся на три направления — научное, художественное и промышленное;
– деятельность политическая, включающая отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношение этого целого к другим народам;
– деятельность общественно-экономическая — отношения людей применительно к добыванию, обработке и пользованию предметами внешнего мира.
Слайд 23
На основе этой классификации Н.Я. Данилевский различал следующие виды
культурно-исторических типов:
первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка
условий, когда вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Все виды деятельности — религия, политика, художественная культура, общественно-экономическая организация — в них были смешаны, господствующей идеи выделить невозможно. К этому типу принадлежат египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации (то есть первые пять);
одноосновные, последовавшие за подготовительными цивилизациями, развили каждая только одну сторону культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развившая религиозную идею; греческая — развившая искусство; римская — развившая политику;
двухосновные — культурные типы высокого уровня развития. К этому типу Данилевский относил романо-германскую цивилизацию, преуспевшую в науке и экономике;
четырехосновные культуры — еще не проявившие себя во всей полноте. Но это будет особая цивилизация, призванная реализовать в своём творчестве все четыре формы человеческой деятельности — религиозность, политическую справедливость и свободу, науку и искусство, а также создать гармоничный общественно-экономический строй, что не удалось всем предшествующим типам культур. Эту задачу должен выполнить, по мнению Данилевского, славянский культурно-исторический тип, пока находящийся в стадии становления. Его основой должны стать русский народ и его культура.
Слайд 24
Лев Ильич Мечников (1838—1888)
Причины в различии исторических судеб
народов находятся в зависимости от географической среды. Физико-географические условия
влияют на социальную жизнь людей. В деле создания культуры и цивилизации наибольшую роль играла вода, преимущественно реки. Человечество пережило три фазиса.
В древнейший, или речной фазис, реки, преимущественно Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ, понуждали людей объединять свои усилия для земледельческого использования приречных пространств в условиях периодических изменений уровня воды. Так возникли цивилизации Египта, Вавилона, Древней Индии и Китая, основанные на деспотии.
С развитием общественных отношений возможен выход за пределы речного бассейна и переход в более высокий фазис развития — морской. Освоению становятся доступными морские бассейны. К этому типу цивилизаций относятся Финикия, Греция, Рим, Византия. Морские цивилизации: древнегреческая (Эгейское море), римская (Средиземное море), викингская (Северное и Норвежское моря).
И только в период свободных объединений людей становятся доступными океанические просторы. После плаваний Х. Колумба и В. да Гамы человечество вступило в океанический фазис развития. Речные цивилизации должны либо погибнуть, либо переходить на более высокий уровень цивилизационного развития. А это зависит от способности людей к солидарности и кооперированию своих усилий.
«Когда государственной магистралью Руси стала система Волхов — Днепр, а не Молога — Волга, это предопределило, что мы будем не мусульманами, не иудаистами, а христианами, и обязательно восточного толка» (Л.Н. Гумилев)
Слайд 25
Николай Сергеевич Трубецкой
(1890—1938)
Россия
Доказывал общность языков и культур
евразийских народов: славянских, алтайских и угро-финских
Основные научные труды:
«Вавилонская башня
и смешение языков» (1923 г.)
«Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю
не с Запада, а с Востока» (1925 г.)
Слайд 26
Пётр Николаевич Савицкий (1895—1968)
Россия
Доказывал уникальность и специфичность России
как страны-цивилизации
Основные научные труды:
«О задачах кочевниковеденья: почему скифы и
гунны должны быть интересны для русского?» (1928 г.)
«Континент Евразия» (опубликован в РФ в 1997 г.)
Слайд 27
Лев Николаевич Гумилёв (1912—1992)
Россия
Пассионарная теория этногенеза и месторазвития
этносов Евразии
Основные научные труды:
«Древние тюрки» (1967 г.)
«Этногенез и
биосфера Земли» (1979 г.)
«Древняя Русь и Великая степь» (1989 г.)
«От Руси к России» (1992 г.)
Слайд 28
Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Слайд 29
Этногенез, по Л.Н. Гумилёву, начинается с пассионарного толчка,
который характеризуется:
– появлением пассионариев в значимых количествах в
ареале толчка (но не за его пределами);
– сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);
– территориальным расширением этноса (ведение войн и т.д.);
– демографическим взрывом в ареале толчка;
– жёсткой регламентацией поведения членов новорождённого этноса, контролем брачных отношений, установлением охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;
– повышением активности во всех сферах жизнедеятельности (политической, военной, административной, культурной, религиозной);
– ростом числа субэтносов (казаки, староверы и пр.), внутриэтническим делением стереотипа поведения, усложнением этнической системы;
– синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка (русские и турки).
Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Слайд 30
Фазы пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
Фаза подъёма –
рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, поддержка их гармоничными
людьми. Экспансия этноса под лозунгом «Будь тем, кем ты должен быть!» Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жёсткая регламентация поведения членов этноса, введение ограничений в общественной жизни. Новорожденный этнос изменяет ландшафт применительно к своим требованиям. Это усиление воздействия на ландшафт. Длительность фазы – 200 лет.
Акматическая фаза (фаза перегрева) – избыток пассионарности в этносе, господство пассионариев жертвенного типа. Лозунг этапа: «Будь самим собой!» Снижается сопротивляемость этнической системы, давление на ландшафт снижается. Растёт число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности (в случае России – XVII век). Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности с созданием центрального руководства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние субпассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насыщенность истории событиями. Длительность фазы 200-300 лет. При переходе в фазу надлома лозунг этапа: «Мы устали от великих!»
Фаза надлома – резкое снижение пассионарного напряжения. Лозунг момента «Только не так, как было!» Резкий рост субпассионариев за счёт гармоничных людей. Острые конфликты внутри этнической системы. Резкое падение сопротивляемости этноса Активное преобразование ландшафта (часто губительное), максимальное деструктивное воздействие на ландшафт (Россия, XX век, гражданская война). Длительность фазы – 200 лет.
Слайд 31
Фазы пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
Инерционная фаза –
«золотая осень» цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения, под лозунгом
«Будь таким, как я!» Укрепление государства и социальных институтов. Рост культуры и науки, ландшафт поддерживается в том состоянии, что унаследован. Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью. Длительность фазы – 200 лет.
Фаза обскурации (от лат. obscurous — затемнённый, в смысле «деградирующий») – низкая пассионарная напряжённость, большое число субпассионариев. «Будь таким, как мы!» – вот лозунг момента. Долг, трудолюбие, совесть не в почёте. Преступность, коррупция. Армия теряет боеспособность. Авантюристы во главе государства. Сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмигрантов, доминирующих в общественной жизни). Ландшафт предоставлен сам себе. Длительность фазы – 200 лет. В конце этапа ведущий императив «Да когда же это кончится!».
Фаза регенерации или гомеостаза – возможное восстановление этнической системы за счёт сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Ведущий императив «Будь сам собой доволен, тролль». Длительность фазы – 200 лет.
Мемориальная фаза – состояние, близкое к этническому гомеостазу. Отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса под лозунгом «Вспомни, как было прекрасно». Завершается это стадией вырождение под лозунгом: «А нам ничего не надо».
Слайд 32
Александр Гельевич Дугин (р. 1962)
Россия
Основатель неоевразийства, обосновывает необходимость
создания великой континентальной евразийской империи
Основные научные труды:
«Консервативная революция» (1994
г.)
«Мистерии Евразии» (1996 г.)
«Основы геополитики» (1997 г.)
«Основы евразийства» (2002 г.)
«Геополитика Постмодерна» (2007 г.)
Слайд 33
Геополитическая концепция А.Г. Дугина
Слайд 34
Вадим Леонидович Цымбурский
(1957—2009)
Россия
Геополитическую миссию России видит
в
самоизоляции и в невмешательстве
в конкуренцию Великих держав. Создатель концепции
«Остров Россия»
Основные научные труды:
«Россия — Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика» (1999 г.)
«Борьба за евразийскую Атлантиду» (2000 г.)
«Остров Россия» (2007 г.)
Слайд 35
Цивилизационный макрорегион по Виктору Вацлавичу Вольскому (1921—1999) —
исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной
цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях».
В.В. Вольский выделял 11 цивилизационных регионов:
1) Западная Европа
2) Центрально-Восточная Европа,
3) Российско-Евразийский регион,
4) Северная Африка и Средний Восток,
5) Южная Азия,
6) Восточная Азия,
7) Юго-Восточная Азия,
8) Африка южнее Сахары,
9) Северная Америка,
10) Латинская Америка,
11) Австралия и Океания.
Слайд 36
Цивилизационные регионы мира по В.В. Вольскому
Слайд 37
Южная Азия:
1. Северо-Запад — имперское ядро и ворота
в мир номадов
2. Центральная зона синтеза — колыбель «классической»
цивилизации
3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока
Индокитай и островная Азия:
4. Полуостровной Индокитай — общая периферия «миров за стенами»
5. Островной или «малайский» Индокитай — сверхвосприимчивая окраина Старого Света
6. Япония и Корея — «полуоткрытая» периферия избирательных заимствований
Восточная Азия:
7. Бассейн Хуанхэ — имперское ядро и зона смычки с миром номадов
8. Бассейн Янцзы — зона культурного синтеза и «классической» цивилизации
9. Тропический Юг — «экстравертная» периферия
Центральная Азия:
10. Тибет — «уснувший» очаг экспансии
11. Монголия — открытый очаг кочевой экспансии
12. Китайский Туркестан — «погребенный Иран» вдоль магистрали цивилизации
13. Внутренняя периферия Азии — степной коридор Казахстана Средний Восток и Кавказ:
14. Средняя Азия — восточный перекресток на пороге «миров за стенами»
15. Внутреннее ядро иранского мира — цитадель созидания культуры
16. Кавказ — западный перекресток народов на пороге ближневосточного узла
Ближний Восток и Северная Африка:
17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий и узел цивилизаций
17б. Аравийское «подбрюшье» полумесяца: очаг давления и зона ученичества
18. Египет и нильская ось законсервированных культур
19. Магриб — стык и периферия двух миров
Передняя Азия и Балканы:
20. Малая Азия — этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу
21. Балканы — смешанное наследие европейского моста в Азию
Россия:
22. Россия — периферийный «север» Евразии
23а. Россия в Азии — культурный синтез в зоне старой колонизации
23б. Новороссия — отрубленный фланг кочевого коридора
Восточная Европа:
24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы
Западная Европа:
25. Средиземноморский Юг — отпечаток античности
26. Центр — зона культурного синтеза и средневекового расцвета
27. «Протестантский» Север — колыбель буржуазной цивилизации
Дальний Восток Евразии:
28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса:
а) Русский; б) Китайский; в) Японский.
В.-Р. Л. Крищюнас.
Цивилизационные миры и геоисторические регионы
Слайд 38
Латинская Америка:
29. Америка доколумбовых цивилизаций — евроиндейский культурный
сплав:
а) Мексиканский сектор;
б) Андский
30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных
цивилизаций — евронегритянский сплав:
а) Карибский сектор,
б) Бразильский
31. «Девиантная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации
Англо-Саксонская Америка:
32. Североамериканский плавильный тигель:
а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее;
б) область «присадки» от Европы уходившей;
в) зона недавнего фронтиера
33. Последний фронтиер Европы — Австралия и Новая Зеландия
Африка к Югу от Сахары:
34. Южная Африка — столкновение переселенческих, европейской и африканской культур
35. Африка тропических лесов — локальные мирки, разделенные лесными дебрями
36. Африканские «берега», опаленные инокультурным воздействием:
а, б) исламизованные районы;
в) фланг евроколонизации
37. Разбросанный мир Океании
38. Редконаселенные убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов
В.-Р. Л. Крищюнас.
Цивилизационные миры и геоисторические регионы
Слайд 39
Принципы выделения цивилизационных регионов
— пространственная близость входящих в
него стран;
— общие черты исторического развития;
— однородность религиозно-культурного фундамента;
—
сходные этические установки;
— общая идентичность.
Слайд 40
Этнокультурный регион — это система культурных явлений (процессов) и
объектов, сложившихся в результате пространственной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния
различных этнокультурных групп. Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер — центров формирования цивилизаций мирового значения.
Этнокультурный регион может быть внутренне неоднородным и делится на регионы второго и т.д. порядков (историко-культурные области, местные культурные районы).
Слайд 41
Этнокультурные регионы мира
А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц. Этнокультурные
регионы мира. Учебное пособие. М.: Прометей, 2013.
Слайд 42
Этнокультурные регионы мира
А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц. Этнокультурные
регионы мира. Учебное пособие. М.: Прометей, 2013.
Слайд 43
Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие
в отдельно взятой стране и в мире в целом
культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Слайд 46
Две стратегии мультикультурализма в США
— концепция «плавильного тигля»
— наличие общеамериканской стандартизированной культуры (применялась до середины ХХ
в.).
— концепция «миски с салатом» — равнозначность и независимость отдельных культур, слагающих американское общество (доминирует в настоящее время).