Слайд 2
Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое
направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг.
и включавшее в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.
Слайд 3
Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем
три периода. Первый приходится на 1910-1915 гг. и известен
под именем кубофутуризма. Второй длится с конца 1915 г. по 1924 г. и означает расцвет, наивысший подъем авангарда. К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизму конструктивизму производственное искусство и другие течения. Третий период охватывает 1925-1932 гг., когда авангард распространяется на все виды искусства. однако в целом он постепенно сходит на нет и в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.
Слайд 4
Авангард в изобразительном искусстве
В истории изобразительного искусства Авангард
обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому
тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:
Абстрактный экспрессионизм
Баухауз
Беспредметность
Всёчество
Дадаизм
Конструктивизм
Кубизм
Органика
Орфизм
Примитивизм
Систематизм
Стохатизм
Супрематизм
Сюрреализм
Унизм
Футуризм
Экспрессионизм
Слайд 5
Всёчество
В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и
художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие
стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие.
Слайд 6
Заборная живопись
Обращение к сюжетам и стилистике надписей на
заборах — одна из характернейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно
заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.
Слайд 7
Конструктивизм
От латинского constructio — «построение». Основные черты конструктивизма — строгость, лаконизм
и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной
книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины.
Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.
Слайд 8
Космизм
Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых,
размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или
абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.
Слайд 9
Кубизм
Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа
Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница
Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <...> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».
Слайд 10
Кубофутуризм
Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик
Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре.
К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофутуристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).
Слайд 11
Линиизм
В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так
одно из течений в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент
конструкции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.
Слайд 12
Лучизм
Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым.
Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный
мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник
Слайд 13
Примитивизм
Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х).
Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая
пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику.
Слайд 14
Супрематизм
Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы,
показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл
новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».
Слайд 15
Футуризм
От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году
благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества.
Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года.
Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.
Слайд 16
Особенности стиля
Ушла в прошлое мелкая отделка: отныне признавались
только бросающиеся в глаза, контрастные детали. Вошел в употребление
как часть интерьера металл, привычный раньше скорее для заводского цеха, а не для жилого дома. Нормальным стало сочетание вроде бы несочетающихся материалов. Стали всячески выпячиваться ранее спрятанные за фасадами несущие конструкции и коммуникации.Приглушенные, природные цвета сменились на яркие, чистые: желтый, зеленый, красный, синий, серый в сочетании с белым и черным. Признавались вполне допустимыми яркие цветовые контрасты и акценты.Простота и функциональность форм авангарда оказались востребованы и впоследствии. Они и сейчас влияют на прикладные формы искусства.
Слайд 17
Отличительной особенностью русского авангарда является его развитие и
закат, которые проходили в тесной связи с историческими событиями
в стране, а также его бунтарский характер и провозглашение представителями авангарда борьбы с культурным наследием. Кроме того, феномен русского авангарда заключается в том, что понятие "русский авангард" было характерно не только для живописи, а практически для всей культуры того времени: литературы, музыки, театра, фотографии, кинематографа, дизайна, архитектуры.
Слайд 19
Василий Кандинский. Композиция VIII
Михаил Ларионов. Лучистская композиция
Александр Родченко.
Побеждающее красное
Слайд 20
Михаил Матюшин. Цветок человека
Ольга Розанова. Зеленая полоса
Эль Лисицкий.
Проун 5а