Слайд 2
Цель урока:
Обучающая: обучение умению анализировать нестандартные поэтические
тексты;
Развивающая: развитие умения творчески мыслить, сопоставляя картины художников-авангардистов
с поэтическими текстами; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание умения размышлять, анализировать, сопоставлять.
Слайд 3
Футуризм
Авангардистское движение в европейском и русском искусстве начала
20 века, отрицавшее художественно-нравственное наследие. Проповедовавшее разрушение форм и
условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным прогрессом.
Слайд 4
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда
вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его
автором были Д.Бурлюк, В. Хлебников, В.Каменский
Слайд 5
Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в
1912 году.
Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только
мы — лицо нашего времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов... Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...».
Слайд 6
Ответы к модулю 1
1.Будущее
2 «Садок Судей»
3. «Пощечина общественному
вкусу»
4. «Кубофутуристы»
5. Д. Бурлюк, В. Хлебников и В.
Каменский, В. Маяковский и А. Крученых
Слайд 7
Возникновение абстрактных произведений
В 1910 создал первое абстрактное произведение
и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован
в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.
Слайд 8
В. В. Кандинский. «Химерическая импровизация». 1913.
Слайд 9
В. В. Кандинский. «Композиция». Акварель. 1910 год.
Слайд 10
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник.
Основоположник одного из
видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915).
С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1934).
Слайд 11
«Цветочница». 1903. Казимир Малевич. «На сенокосе». 1909.
Слайд 16
«Пейзаж с пятью домами». 1928-32.
Слайд 17
С 1912 началось творческое содружество с поэтами А.
Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым.
Его живопись этих лет демонстрировала
отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].
Слайд 18
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление), направление в
искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители
которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Лучизм – формальное течение в живописи начала 20 века, в основе которого лучевая проекция.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Слайд 19
ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881)
Лидер движения русских
авангардистов конца 1900-х — начала 1910-х годов, автор пейзажей
в духе импрессионизма и фовизма, примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (вариант абстрактного искусства).
Слайд 20
М.Ф. Ларионов. Деревья. 1903 год. Холст, масло.
Слайд 21
«Деревенские купальщицы». 1909.
Слайд 23
Кубизм
Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового
века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя
друг на друга, разрабатывают новый стиль — кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы
Слайд 24
ШАГАЛ (Chagall) Марк Захарович 1887-1985,
Витебская область. Дом-музей
Марка Шагала в Витебске. Дом был построен отцом художника
в начале 1900. Здесь Шагал провел свои юношеские годы.
Слайд 25
Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за
годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов,
ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин.
Слайд 26
Над Витебском. 1914.
Часы (время). 1911.
Русский
Музей.
Слайд 27
Марк Шагал.
Автопортрет с семью пальцами. 1912.
Музыка.1920.
Государственная Третьяковская галерея.
Слайд 28
Ответы к модулю 2
1. Б
2. А
3. А
4.
В
5. Б
Слайд 29
ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922)
Русский
поэт, одна из ключевых фигур авангарда.
Слайд 30
Новаторство
Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая
к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками
(это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве, чем стал в ряд таких ученых, как В. Гумбольдт, А. А. Потебня и Ф. де Соссюр.
Слайд 31
Ответы к модулю 3
1. Смеяльно -наречие,
Смехачей -
существительное, смейево - существительное, смеянствуют -глагол.
2. Заговор
Слайд 32
Выводы:
Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых
настроений толпы
Попытка создать искусство, устремленное в будущее
Бунт
против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат
Эксперимент по созданию заумного языка.
Слайд 33
Итак, что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?
работа
с цветом;
деформация предметов;
явления “заумной речи”