Слайд 2
Существует определенные традиции его подготовки и проведения.
Бүдүү айы
– канун или последний месяц уходящего года (белый месяц).
Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
В это время каждый человек и каждая семья должны подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются арыгланыр, т.е. «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают.
Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям.
Слайд 3
Духовное очищение
Для духовного очищения принято посещать молебны или
приглашать священнослужителей на дом для очищения и освящения домашнего
алтаря. Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы.
Также принято просить прошения и прощать самому.
Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь.
Главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.
Слайд 4
Подготовка блюд к Шагаа
Важно было, чтобы праздничный стол
ломился от изобилия вкусной еды. Для
Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем).
К белой пище относятся различные виды молочных продуктов:
сүттүг шай - молочный чай, саржаг - топленное масло,
өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры,
Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду. Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр.
Слайд 5
Саӊ салыры.
Под обрядом саң салыр в целом понимается
ритуальный костер. Его устанавливают на возвышенном и чистом месте,
на восточной стороне.
На костер кладут артыш, затем белую пищу.
Все эти действа воспринимаются как подношение божествам, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза произнося йөрээлдер – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.
Слайд 6
Приветствие
Чолукшулга ёзулалы - это очень важная часть
праздника, в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший
по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз, обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом.
. При совершении чолукшууру все говорили: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечали:
«Сол менди!» – Мира и Вам тоже!
Слайд 7
Шагаа-биле!
После наступления Шагаа и в течение наступившего ак
ай - белого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно
пожилым, ходить друг другу в гости, общаться, играть национальные игры:
кажык, тевек, шыдыраа, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.
Слайд 8
Тевек – «почекушки» считается мальчишечьей игрой, но, девочки тоже
могли играть в эту сложную игру.
Количество играющих в тевек
не ограничено.
Игроки могут играть по одному, парами, поделившись на команды.
Сделать тевек легко и просто. Нужно расплавить свинец, залить в круглую форму, сделанную из глины, посередине оставить дырочку. В эту дырочку нужно продеть шерсть козы. Нижнюю часть срезать вровень с формой, закрепить расплавленным свинцом. Оставшуюся длинную часть шерсти срезать вровень с кругом.
Слайд 9
Игра в тевек появилась многие сотни лет назад
и пользовалась большой любовью и популярностью среди молодежи. За
сотни лет игра распространилась везде и всюду и стала любима всеми. Эта игра была популярной и у русского народа, но там играют по другим правилам.
Подбрасывая одну ногу в воздухе не доставая до земли.
Правила игры в тевек: нужно подбросить тевек рукой и, пока он не упал, поймать правой ногой, внутренней стороной лодышки и снова подбросить вверх. Считается каждый удар, и чем больше ударов – тем лучше. Если играют командами, то считают все удары, которые сделают игроки команды- общее количество ударов.
У кого(или у какой команды ) больше ударов, тот и победитель.
Слайд 10
Кажык – игра в кости
Игра в кости у
тувинцев является самой распространенной. Большинство вариантов этой игры отображало
жизнь кочевников-скотоводов.
Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова.
Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.
Слайд 11
«Аът чарыштырары» (игра в кости «скачки») .
Количество игроков
произвольно (желательно от 4 до 6). Все кости ставят
цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу».
«Дөрт берге»
(четыре трудности, «игра на счастье»)
Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека.
Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки.