Слайд 3
Константин Паустовский
Рассказ «Старый повар»
Слайд 5
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком
деревянном доме умирал слепой старик —
бывший повар
графини Тун.
Собственно говоря,
это был даже не дом,
а ветхая сторожка, стоявшая
в глубине сада.
Слайд 7
Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При
каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей
будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Слайд 9
Несколько лет назад
повар ослеп от жара
печей.
Слайд 10
Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал
ему время от времени несколько флоринов.
Слайд 11
Вместе с поваром
жила его
дочь Мария,
девушка
лет восемнадцати.
Слайд 13
Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый
стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное
богатство Марии.
Слайд 14
Клавесин был такой старый, что струны его пели
долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки.
Повар, смеясь,
называл клавесин
«сторожем своего
дома».
Никто не мог войти
в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Слайд 16
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую
рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника,
между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
Слайд 17
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал
старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы
исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Слайд 19
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку
и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного
неба падали холодные капли дождя.
Слайд 21
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль
ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему
навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула.
Слайд 22
Человек остановился и спросил:
— Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим
голосом передала просьбу отца.
Слайд 23
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это
всё равно. Пойдёмте.
Слайд 25
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого
маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом
и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.
Слайд 27
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по
- мальчишески он тряхнул головой, поправил
напудренный парик,
быстро придвинул
к кровати табурет,
сел и, наклонившись,
пристально и весело посмотрел
в лицо умирающему.
Слайд 29
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне
не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму
тяжесть с вашей души.
Слайд 31
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик.
— А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой
моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
Слайд 33
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
— Клянусь, сударь,
никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет
моей Марте, разве я мог бы украсть!
Слайд 34
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
Слайд 35
— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь
на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что
вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
Слайд 37
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне
вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще
чего вы хотите?
Слайд 39
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз
увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце
и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
Слайд 41
— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил
он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо!
— громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
Слайд 43
— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Слайд 44
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый
клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его
лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Слайд 45
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял
своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез
из будки, сидел,
склонив голову набок,
и, насторожившись,
тихонько помахивал
хвостом.
Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.
Слайд 47
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день,
когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это
было зимой,
в горах. Небо стояло
прозрачное, как синее
стекло, и Марта смеялась.
Смеялась, — повторил он,
прислушиваясь к журчанию струн.
Слайд 49
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь, — спросил он, — вы видите
что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
Слайд 51
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что
ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже
падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.
Слайд 54
Вы видите: первый луч упал на каменную ограду,
нагрел её,
и от неё
поднимается пар.
Это, должно быть,
высыхает мох,
наполненный
растаявшим снегом.
Слайд 56
А небо делается всё выше, всё синее,
всё
великолепнее,
и стаи птиц уже
летят
на север
над нашей старой Веной.
Слайд 58
— Я вижу всё это!
— крикнул старик.
Слайд 59
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто
пел не он, а сотни ликующих голосов.
Слайд 61
— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем
не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
Слайд 62
— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные
лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Слайд 63
Мария открыла окно.
Холодный воздух
ворвался в комнату.
Незнакомец
играл
очень тихо и медленно.
Слайд 65
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу
руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина
не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Слайд 67
Мария вскрикнула.
Незнакомец встал и подошёл
к кровати.
Слайд 68
Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много
лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
Слайд 70
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Слайд 72
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола,
склонилась перед великим музыкантом.
Слайд 74
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря
разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого
снега.
Слайд 78
«Старый повар» — произведение К. Паустовского.
В нем
показано печальное событие из жизни простой семьи. Умирает глава
семейства и просит дочь пригласить в комнату первого встречного вместо священнослужителя, чтобы открыть постороннему свою душу.
Какой грех угнетает старого повара? За что беспокоит совесть?
Рассказ говорит о том, что работать нужно честно, не брать чужого и самоотверженно любить близких людей.