Слайд 2
Оглавление
Введение
Понятие слова «бабушка».
Бабушки в жизни известных писателей.
Способы создания
образа бабушки в художественных произведениях.
Книга В.П. Астафьева «Последний поклон».
Материалы
исследования.
Результаты исследования.
Выводы.
Заключение.
Слайд 3
Эпиграф:
Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить
тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
В.П.Астафьев
Слайд 4
Введение
Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние
времена жила семья из ста человек, и в ней
царили мир, любовь, согласие. Молва об этой семье долетела до правителя, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было 100 раз начертано одно и то же слово «понимание».
Актуальность моего исследования заключается в том, что в современной жизни нам часто не хватает в семье этого понимания, и помогают его найти мудрые, опытные, добрые, все понимающие бабушки, такие, каких мы встречаем на страницах произведений русских писателей и, в частности, на страницах произведений В.П.Астафьева.
Слайд 5
.
Цель работы:
Изучить и описать способы создания образа
бабушки в рассказах В.П.Астафьева.
Слайд 6
Задачи
Перечитать рассказы В.П. Астафьева «Зорькина песня», «Деревья растут
для всех», «Конь с розовой гривой».
Провести анализ образа бабушки
в рассказах.
Доказать, что в образе бабушки собраны лучшие качества народного характера.
Проанализировать роль бабушки в становлении личности известных писателей.
Провести анкетирование среди учащихся по теме.
Слайд 7
Предмет исследования:
Способы создания образа персонажа, применяемые В.П.Астафьевым.
Слайд 8
Объект исследования
Образ бабушки Катерины Петровны в рассказах В.П.Астафьева.
Слайд 9
Гипотеза:
Роль бабушек в становлении многих русских поэтов и
писателей велика, значит, и произведения, где действующим лицом является
бабушка, положительно влияют на воспитание детей.
Слайд 10
Методы исследования:
работа с первоисточниками;
сравнение и анализ;
описательный метод;
исследование;
анкетирование.
Слайд 11
Кто такие бабушки?
Во всех словарях слово «бабушка» обозначает
практически одно и то же: «старая женщина» или «мать
отца или матери по отношению к их ребенку»
Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.
Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки.
Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе.
Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков.
Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ведь бабушки – это ощущение счастливого детства!
Слайд 12
Роль бабушек в воспитании известных писателей
Бабушка-это важный человек
в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда
бабушке приходится заменять родителей в жизни ребенка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова. Елизавета Столыпина родилась в богатой и известной дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина – человека хозяйственного и состоятельного. Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль — матери и жены.
Потеряв рано дочь, она стала заботиться о маленьком внуке – Мише, будущем поэте Михаиле Лермонтове. Елизавета Алексеевна очень переживала за внука. Она не раз возила его на Кавказ, нанимала лучших учителей. Во взрослой его жизни, пользуясь своим влиятельным положением, старалась избавить от наказания. Узнав в 1841 году о смерти Михаила, женщина окончательно слабеет здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.
Слайд 13
Бабушки известных писателей
Еще один известный писатель Максим Горький
(Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке
Акулине Ивановне Кашириной. Она была единственным человеком, который осветил нелегкий жизненный путь писателя. Горький вобрал в себя всю поэтичность и народность характера, который стал основой его автобиографической трилогии.
Слайд 14
В.П. Астафьев «Последний поклон».
Как часто подростки недооценивают бабушек,
считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному
ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.
И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни. Перед собой я поставила следующую цель: изучить и описать способы создания образа бабушки в рассказах из сборника “Последний поклон” В.П. Астафьева.
Слайд 15
Способы создания художественного образа
Прежде чем описывать способы создания
образа, нужно знать, что вообще такое образ и способ.
Способ – это действие, система
действий, применяемых при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-либо. 1
Образ – воссоздание, изображение в художественном произведении.2 Отличительная черта образа – многозначность, приращение смысла. Образ – это не сам описанный в произведении герой, а именно его изображение. Так, понятие «образ персонажа» это не то, как действует, чувствует и мыслит персонаж, а то, как он создан автором с помощью определённых литературных приёмов. В образ персонажа входит авторская оценка героя и средства его изображения: описание внешности (портрет), речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами, оценка его автором.
Слайд 16
Способы создания художественного образа
Самые распространённые и часто используемые
способы создания образа:
1. Говорящая фамилия
Говорящая фамилия – это фамилия
персонажа, отображающая его характер.
Катерина Петровна Потылицына – это реально существовавший человек, бабушка В. П. Астафьева, поэтому этот способ мы не учитываем, значит говорящую фамилию можно сразу вычеркнуть из списка способов создания образа, которые использовал Астафьев.
2. Самохарактеристика
То есть персонаж характеризует сам себя, как бы рассказывает о себе.
3.Характеристика другими персонажами/автором.
При описании персонажа авторы очень редко говорят прямо. Очень часто авторская характеристика проявляется в решениях персонажа и его поступках. Авторы описывают ситуацию, реакцию и решения персонажа, а делать вывод о характере, судя по поступкам и решениям, приходится нам, читателям. Что касается характеристики героя другими персонажами, то она очень часто появляется в прямой речи или мыслях главного героя.
Слайд 17
Способы создания художественного образа
4. Художественные детали
Это выразительные подробности,
детали, уточненные автором. Очень часто такие незначительные, на первый
взгляд, детали оказываются очень важными. Они отражают внутренний мир описываемого персонажа, его привычки, особенности характера.
5.Речевые особенности
Речь – неотъемлемая часть образа. Она, как и художественные детали, отражает внутренний мир персонажа. Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.
6. Место в системе образов
Немаловажную деталь в создании образа персонажа является его место среди других в системе образов. Функция персонажа в произведении определяется тем значением, которое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление персонажей на главных, второстепенных.
Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.
Книга задумывалась как настоящий памятник человеку, которого писатель очень любил. Но при этом В. П. Астафьев чувствовал перед своей бабушкой огромную вину, так как не смог приехать на ее похороны. Эта книга- «последний поклон» автора.
Слайд 18
Материалы исследования
В своей повести “Последний поклон” Виктор Петрович
Астафьев создаёт образ бабушки Екатерины Петровны Потылицыной, воспитателя и
наставника главного героя повести, Витьки. Читатель невольно обращает внимание, с какой любовью и нежностью автор описывает бабушку, её поступки, характер.
Известно, что прототипами героев повести являлись сам автор и его реальная бабушка, Екатерина Петровна Потылицына. А реальной бабушке, Екатерине Петровне Потылицыной, удалось вырастить для России замечательного человека, известного писателя, воспитать в нём чувство благодарности и любви к Родине, ко всему живому, трепетное отношение к людям, их проблемам.
У меня возник вопрос: как В.П. Астафьеву удалось создать настолько реалистичный образ строгой воспитательницы и любящей бабушки одновременно? Какие способы создания образа он для этого использовал?
На этот вопрос, на мой взгляд, могут ответить выбранные мной рассказы из книги “Последний поклон”. Используя приведенный выше перечень способов создания образа в художественном произведении, я проанализировала следующие произведения В. П. Астафьева: «Зорькина песня», «Деревья растут для всех», «Конь с розовой гривой».
Слайд 19
Способы создания образа бабушки в рассказе «Зорькина песня»
Способ
Проявление
в рассказе
Место в системе образов
Главный персонаж, воспитатель и наставник
Витьки Потылицына
Речевые особенности
В речи встречаются народные поговорки и приметы, например, “зорька поёт – значит, утро идёт”
Художественные детали
Бабушка крепко держала Витьку за руку, ступала первой, “охраняла” внука
Характеристика другими персонажами/автором
Бабушка и внук по лесу шли молча, Катерина Петровна давала почувствовать внуку всю прелесть леса, не прерывала его размышления, и даже когда Витька сам задал ей вопрос, бабушка ответила мягким, благостным голосом
Самохарактеристика
Отсутствует
Слайд 20
Способы создания образа бабушки
в рассказе «Деревья растут
для всех»
Способ
Проявление в рассказе
Место в системе образов
Главная героиня в
этом рассказе раскрывается
не только как воспитатель, но ещё и целитель, врач
Речевые особенности
Бабушка часто к названиям деревьев прибавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: “Лиственка”.
Также она использовала устаревшее слово: батюшкО, и поговорки, например: “всякая сосна в бору красна”
Художественные детали
Поила внука травами, много молилась
Характеристика другими персонажами/автором
Не запрещала таскать Витьке воду к “секретному месту”, а когда обнаружила растение, не стала ругать внука, что, мол, ерундой занимаешься, отнеслась с пониманием, помогла посадить саженец настоящего дерева, лиственницы
Самохарактеристика
Отсутствует.
Слайд 21
Способы создания образа бабушки
в рассказе «Конь с
розовой гривой»
Способ
Проявление в рассказе
Место в системе образов
Главная героиня, воспитатель
Витьки
Речевые особенности
Вместо “рубль” – “рупь”
Вместо “мошенничАЕт” – “мошенничАт”
Часто в речи встречаются слова “господь” и “батюшкО”
Художественные детали
Много гостей в доме, некоторые зашли повидаться,
некоторые – попросить помощи.
Деньги, отложенные на чёрный день, (10 рублей). Наличие специально отложенных денег говорит о бережливости бабушки.
Характеристика другими персонажами/автором
Узнав о проступке внука, бабушка рассказывала об этом всем знакомым, заходившим в тот день в дом, устыдив тем самым внука. И когда Витька полностью прочувствовал, как плохо врать и обманывать, когда ему стало по-настоящему стыдно за свой поступок, тогда бабушка отдала ему пряник, купленный в городе.
Самохарактеристика
Отсутствует.
Слайд 22
Промежуточные выводы
Героиня повести В. П. Астафьева “Последний поклон”,
бабушка Екатерина Петровна, вырастила и воспитала девятерых детей. Никто
из них не умер, все стали порядочными, достойными людьми. Из-за гибели уже взрослой на тот момент дочери бабушке пришлось взять на себя ответственность за воспитание внука Витьки.
Автор отводит бабушке место центрального персонажа в повести, таким образом указывая на важность образа в судьбе главного героя, Витьки. С помощью характеристики другими персонажами также подчёркивается важность образа, его огромное значение не только в жизни собственной семьи, но и в жизни всего села.
Это простая сибирская крестьянка, основой жизни которой является труд. Необразованность бабушки автор передаёт с помощью речевой характеристики.
С помощью художественных деталей (отношение к вещам, деньгам, принятие решений, осторожность в обращении с юной душой) автор создал образ чуткой, доброй, трудолюбивой бабушки.
Перед читателем предстаёт цельный образ, в котором сочетается строгость и требовательность воспитателя, любовь и забота бабушки, близость целительницы к природе, набожность и вера в приметы суеверного человека. Только один раз бабушка говорит о себе, да и то для того, чтоб объяснить внуку причину своей долгой болезни. Это говорит нам о её скромности, о том, что она привыкла думать прежде всего о других.
Думаю, именно такой Виктор Петрович Астафьев видел свою бабушку, именно такой он хотел представить её читателям, именно такой мы видим и любим её, читая повесть “Последний поклон”.
Слайд 23
Анкетирование
На мой взгляд, самые внимательные - это русские
бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они –
самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Я решила узнать мнение одноклассников о своих бабушках. Для этого провела анкетирование по следующим вопросам.
Анкета
1. Как часто ты видишься со своей бабушкой?
2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?
3. Чему тебя научила бабушка?
4. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?
5. Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?
6. Какой должна быть бабушка?
7. В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.
Результаты анкетирования представлены на диаграммах.
Слайд 24
«Как часто ты видишься со своей бабушкой?»
Слайд 25
«Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное
время?»
Слайд 28
«Какие произведения о бабушках ты читал?»
Слайд 29
«В жизни каких известных писателей и поэтов большую
роль сыграли их бабушки?»
Слайд 30
Результаты исследования
В результате проведенных исследований выяснилось следующее:
1. В.П.
Астафьев в своем сборнике «Последний поклон» использует практически все литературные
приемы при создании образа бабушки. Меньше всего в его произведениях используется способ самохарактеристики героев.
2. Писатель наделил свою героиню лучшими качествами народного характера: трудолюбием, терпимостью, добротой, мудростью.
3. Бабушки играли большую роль в формировании личности русских писателей и поэтов.
Слайд 31
Результаты анкетирования
1. Около 50% детей видят своих бабушек
по выходным, 20% - на каникулах, потому что бабушки
живут от них далеко. 30% видят свою бабушку каждый день.
2. С бабушкой можно заниматься разнообразными делами: пить чай, гулять, разговаривать, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам.
3. Мои одноклассники считают, что бабушки должны быть мудрыми, красивыми, добрыми, ласковыми.
4. На вопрос «Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?» 80% учащихся ответили, что это В.Астафьев «Конь с розовой гривой» . 50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб».
5. Отвечая на вопрос «В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек», все учащиеся нашего класса вспомнили няню А.С. Пушкина, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна. 70% назвали бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 10%. 50% назвали В.П.Астафьева, который писал автобиографические рассказы о своей бабушке, но вспомнить ее имя не смогли.
Слайд 32
Выводы
1. Тема исследовательской работы вызывает интерес в обществе.
2.
Гипотеза нашла свое подтверждение: роль бабушек в обществе велика,
значит и художественные произведения, где действующим лицом является бабушка, положительно влияют на воспитание детей.
3. Способы создания образа бабушки разнообразны.
4. Рассказы известного русского писателя В.П.Астафьева всегда будут современны, потому что преподносят нам «уроки доброты».
5. Учащиеся знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки, читают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.
Слайд 33
Заключение
Виктор Петрович Астафьев видел свою бабушку такой, какой
он хотел представить её читателям. Именно такой мы видим
и любим её, читая повесть “Последний поклон”. Ей удалось вырастить для России замечательного человека, известного писателя, воспитать в нём чувство благодарности и любви к Родине, ко всему живому, трепетное отношение к людям, их проблемам.
Слайд 34
Наши бабушки
У каждого из нас есть бабушки. Мы
должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души,
нашего настоящего и прошлого. Бабушки – это ощущение счастливого детства!
Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!
Слайд 35
Моя бабушка
В заключение я хотела бы сказать, что
у меня тоже есть замечательная бабушка. Её зовут Галина
Суслина. Я её очень люблю, считаю, что она помогает мне ориентироваться в этом огромном непростом мире, дает ценные жизненные уроки. Она мой Ангел-хранитель.
Слайд 36
Литература
1. Астафьев В.П. Последний поклон. Астрель. М.,2003
2. Савкина
И. У нас уже никогда не будет этих бабушек?
Литературное сегодня. Журнал «Вопросы литературы», №2 . 2011.
3. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литратуроведческих терминов. «Просвещение». М., 1986.
4. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина «Просвещение». Л., 1991.