Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Тема: Тихий Дон — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Сюжетно-композиционные особенности. Система образов романа.

Содержание

Цель: познакомиться с историей создания романа; определить жанр произведения; дать общую характеристику романа; рассмотреть систему образов; показать всенародную трагедию, описанную в романе.
«Тихий Дон» -роман –эпопея о всенародной трагедии. Цель: познакомиться с историей создания романа; определить жанр произведения;  дать общую История создания романаИзначально 21-летний писатель задумал роман «Донщина». Из воспоминаний: «Начал писать Создание романа  1928 - 1-я и 2-я книги1929 -1932 - 3-я книга1937-1940 К вопросу об авторстве…Первые две книги «Тихого Дона» выходят в журнале Жанр  «Тихого Дона» - роман-эпопея  Роман Эпическое произведение, Определения жанра произведения«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи. Сюжетно-композиционные особенности Композиционный принцип построенияМирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь…Война, смерть, ненависть и жестокость Смысл заглавия.Название романа символично: «Дон-батюшка да земля-матушка» издавна почитались Краткое содержание томовПервый том – 1912 – 14 гг. Завязки В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках, Казак  -  вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Образ Григория Мелехова  Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического Образ Григория Мелехова Образ Григория МелеховаСильный, умелый, красивый труженик…Дон, Персонажи романаПантелей Прокофьевич Ильинична Петро Григорий Наталья (жена Григория) Аксинья Астахова (любовница Григория) Дуняша Женские образы в романе воплощают представление автора о судьбе русской женщины Женские образы в романе:  Образ женщины-материИльинична Женские образы в романе   Аксинья – полная противоположность Натальи. Её Эпиграф Не сохами-то славная землюшка наша распахана… так много крови было пролито;  так много жизней они унесли; В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках,
Слайды презентации

Слайд 2 Цель:
познакомиться с историей создания романа;
определить жанр

Цель: познакомиться с историей создания романа; определить жанр произведения; дать общую

произведения;
дать общую характеристику романа;
рассмотреть систему

образов;
показать всенародную трагедию, описанную в романе.



Слайд 3 История создания романа
Изначально 21-летний писатель задумал роман «Донщина».

История создания романаИзначально 21-летний писатель задумал роман «Донщина». Из воспоминаний: «Начал

Из воспоминаний: «Начал писать роман в 1925 году. Первоначально

не мыслил так широко его развернуть. Хотел показать казаков в революции. Начал с их участия в походе Корнилова на Петроград. Написал 5-6 листов, но почувствовал: что-то не то». Не смог объяснить, что заставило казаков выступить против Временного правительства и вообще кто они. Для этого писателю пришлось вернуться назад, к мирной жизни, в хутор Татарский станицы Вёшенской, в май 1912 года.
Осенью 1926 года Шолохов сел за работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга, в 1928 году – вторая, вобравшая в себя те самые отложенные главы «Донщины». Но выход третьей книги затормозился. В ней восстание казаков 1919 года –болезненная для новой власти тема. Так, писатель Фадеев от лица РАПП заявляет: «Настоятельно рекомендую автору сделать Мелехова «нашим». Шолохов предпочел просто не печатать роман. В итоге Мелехов, вопреки рекомендациям, пришел вовсе не к большевизму, а к оставленной земле, к дому, к сыну. В итоге в 1953 году роман вышел, но в сильно «урезанном» и «дополненном» виде. И только в 1980 году – в полном.


Слайд 4 Создание романа 

1928 - 1-я и 2-я книги
1929 -1932

Создание романа  1928 - 1-я и 2-я книги1929 -1932 - 3-я

- 3-я книга
1937-1940 - 4-я книга
Государственная премия (1941)
Нобелевская премия

(1965) 

Шолохов остался в истории единственным писателем эпохи социалистического реализма, который получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.


Слайд 5 К вопросу об авторстве…
Первые две книги

К вопросу об авторстве…Первые две книги «Тихого Дона» выходят в журнале

«Тихого Дона» выходят в журнале «Красная Новь» в 1928-29 годах…
Впечатление

настолько ошеломляющее, что Шолохова тут же обвиняют в краже чужой рукописи (якобы какой-то белогвардеец писал, а Шолохову рукопись досталась…).
Он привозит в Москву на экспертизу рукопись, ее рассмотрели и признали подлинной (даже на глазок видно, что «Донские рассказы»,  «Тихий Дон»  и «Поднятую целину» написал один автор) …
 В 70-х годах норвежский математик и славист «просчитал» тексты Шолохова и подтвердил эту очевидность: автор у всех один. 
Сомнения еще некоторое время подпитывались тем, что во время войны сгорел шолоховский архив и пропала рукопись двух первых книг, которую Шолохов оставил на хранение своему другу… В 2009 году рукопись нашлась.





Слайд 6 Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея 


Роман
Эпическое произведение,

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея  Роман Эпическое произведение,

в котором

судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени. 
Эпопея Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. 

Слайд 7 Определения жанра произведения
«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи.

Определения жанра произведения«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи.


Посвящён крупным историческим событиям(первой мировой и гражданской войны в России)
В нём действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции (облик народа, его групповой портрет).
Судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни (действие романа длится с весны 1912 г. по весну1921 г.).
это роман-эпопея, в котором сопрягаются судьба героев и судьба народа.

Слайд 8 Сюжетно-композиционные особенности

Сюжетно-композиционные особенности

романа

Для создания обобщённой картины народной жизни и придания эпической широты повествованию автор использует параллелизм (сопоставляются два мира — мир природы и человека, подчеркиваются их единство в общем потоке жизни):
1) течение Дона уподобляется течению бытия (эта параллель подчёркивает, что жизнь, как и реку, не остановить, несмотря на все потрясения, постигающие мир людей);
2) гармония природы оттеняет дисгармоничность и несовершенство человеческих отношений.
3) помогает раскрыть внутренний мир отдельного человека
4) создаёт определённую эмоциональную атмосферу, подготавливая читателя к восприятию последующих событий.


Слайд 9 Композиционный принцип построения
Мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь…
Война,

Композиционный принцип построенияМирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь…Война, смерть, ненависть и

смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей…

Антитеза

Слайд 10 Смысл заглавия.

Название романа символично: «Дон-батюшка

Смысл заглавия.Название романа символично: «Дон-батюшка да земля-матушка» издавна почитались

да земля-матушка» издавна почитались казаками как главные жизненные ценности

(готовность защищать родную землю и крестьянский труд)
Содержание романа контрастирует с фольклорно-поэтическим названием, превращая его в оксюморон: Дон не тих и не спокоен…


Слайд 11 Краткое содержание томов

Первый том – 1912

Краткое содержание томовПервый том – 1912 – 14 гг. Завязки

– 14 гг. Завязки всех «романных» отношений, призыв Григория

на службу и вплоть до отпуска и разрыва с Аксиньей.
Второй том – с октября 1916 по 1918 (казнь подтелковцев). Первая попытка установить советскую власть на Дону.
Третий том – Верхнедонское восстание 1919 года «за советскую власть без коммунистов».
Четвертый том – метания Григория: Новороссийск, Красная Армия, конница Буденного, банда Фомина, попытка бегства, жизнь у дезертиров и финал.
Лейтмотивом эпопеи становится трагедия
«тихого Дона»

Слайд 12 В финале «Тихого Дона» Григорий,

В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках,

с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома.

«Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром…»

Родная земля, семья, дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в себе. Такова одна из главных идей, выраженных в шолоховской эпопее.

Слайд 13 Казак - вольный поселенец на окраинах

Казак - вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Кубани,

государства (на Дону, на Кубани, на Тереке),
активно участвующий

в защите ее границ, свободолюбивый, непокорный.

Слайд 14 Образ Григория Мелехова
Композиционно шолоховская

Образ Григория Мелехова Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного

эпопея строится вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова. Это

путь, в котором прочитывается судьба всего донского казачества…

Слайд 15 Образ Григория Мелехова

Образ Григория Мелехова     органичное

органичное

сочетание

родовых черт земляков
От своего рода, от семьи унаследовал внешность, и характер, и жизненные принципы – казак до мозга костей, верный традициям и семейному долгу…

неповторимых индивидуальных
особенностей
Прямота и честность проявляются особенно ярко в любви героя: в порыве бурной страсти способен нарушить любую норму, любой запрет…



Конфликт между долгом и страстью


Слайд 16 Образ Григория

Образ Григория МелеховаСильный, умелый, красивый труженик…Дон, земля, хутор,

Мелехова

Сильный, умелый, красивый труженик…
Дон, земля, хутор, семья – его

незыблемые ценности…
Воинский долг – священное, как и для каждого казака, понятие. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали, офицерское звание…


Слайд 17 Персонажи романа
Пантелей Прокофьевич
Ильинична
Петро
Григорий
Наталья (жена

Персонажи романаПантелей Прокофьевич Ильинична Петро Григорий Наталья (жена Григория) Аксинья Астахова (любовница Григория) Дуняша

Григория)
Аксинья Астахова (любовница Григория)
Дуняша


Слайд 18 Женские образы в романе
воплощают представление

Женские образы в романе воплощают представление автора о судьбе русской женщины

автора о судьбе русской женщины


Слайд 19 Женские образы в

Женские образы в романе: Образ женщины-материИльинична - воплощение

романе:
Образ женщины-матери
Ильинична - воплощение идеи материнства и

единения всех людей /не делит мир на белых и красных/. Способна на любовь и сострадание к самым разным людям /даже к Кошевому и к Аксинье/.
Наталья - такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы домашнего очага, но в ней и глубоко запрятанная способность к напряжённым духовным переживаниям (о силе переживаний Натальи, о её гордости говорят не слова, а поступки…)










Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира «тихого Дона»…


Слайд 20 Женские образы в романе
Аксинья –

Женские образы в романе  Аксинья – полная противоположность Натальи. Её

полная противоположность Натальи. Её роднит с Григорием неуёмность характера,

всепоглощающая любовь и жажда свободы…
Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер её любви к Григорию (к финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям).

Слайд 21 Эпиграф

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Эпиграф Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана

наша землюшка лошадиными копытами.
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.

Слайд 22 так много крови было пролито; так много жизней

так много крови было пролито; так много жизней они унесли; так

они унесли; так много судеб искалечили…
События начала века стали

трагедией для народа:

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-tema-tihiy-don-roman-epopeya-o-vsenarodnoy-tragedii-istoriya-sozdaniya-syuzhetno-kompozitsionnye-osobennosti-sistema-obrazov-romana.pptx
  • Количество просмотров: 235
  • Количество скачиваний: 27