Слайд 2
Цель урока
. Проанализировать особенности литературного направления «футуризм»
.
Сравнительный анализ поэзии футуристов и живописи авангардистов
. Обзор
творчества поэтов-футуристов: В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка
Слайд 3
авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала
ХХ века
Футуризм
Слайд 4
КУБОФУТУРИЗМ, направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное
для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы
кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Слайд 5
В.В.Кандинский.«Сумеречное».1917
Слайд 7
П.Н.Филонов. «Коровницы».1914
Слайд 8
«Переворачивание устоев":
М.Матюшин, А.Кручёных, П.Филонов,
И. Школьник, К.Малевич.
1913 г.
Слайд 9
Основные черты поэтики футуристов
Отрицание культурных традиций, попытка создать
искусство, устремленное в будущее
Бунт против привычных норм стихотворной речи,
экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат
Слайд 10
Основные черты поэтики футуристов
.Пафос эпатажа
.Культ техники, индустриальных городов
.Бунтарство
Слайд 11
Футуризм (от лат. futurum - будущее), как и
символизм, был интернациональным литературным явлением. Впервые он заявил о
себе в Италии, но практически одновременно возник и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).
Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Помимо "Гилеи" футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой "Мезонин поэзии" (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.) и объединением "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.).
Футуризм был столь же неоднороден, а внутренняя полемика в нем отличалась особой непримиримостью.
Слайд 14
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит
нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Слайд 15
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение
словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Слайд 16
Манифест
из сборника
«Садок судей II»
Слайд 17
(В сокращении)
...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества,
кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали
рассматривать словопострое-ние и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным
образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
а) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;
б) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
в) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "само-письма".
Слайд 18
6. Нами уничтожены знаки препинания, -чем роль словесной
массы выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем
как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта - его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.
13. Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.
Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский,
Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых
1913
Слайд 21
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех
усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
(1908–1909)
Слайд 22
***
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй –
пелся облик,
Гзи–гзи–гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких–то соответствий
Вне протяжения
жило Лицо.
(1908–1909)
Слайд 23
* * *
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да
это небо,
Да эти облака!
1912
Слайд 24
* * *
Мне видны - Рак ,Овен,
И мир
лишь раковина,
В которой жемчужиной
То, чем недужен я.
В шорохов свисте
шествует стук вроде «Ч».
И тогда мне казались волны и думы - родичи.
Млечными путями здесь и там возникают женщины.
Милой обыденщиной напоена мгла.
В эту ночь любить и могила могла…
И вечернее вино
И вечерние женщины
Сплетаются в единый венок,
Которого брат меньший я.
1908
Слайд 25
Слева направо - А. Чеботаревская, В. Баян, Ф.
Сологуб,
Б. Богомолов, И. Северянин
Слайд 26
Игорь Северянин
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно
оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Слайд 27
Игорь- Северянин
Он тем хорош, что он совсем не
то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально
не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото-
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Слайд 28
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания
достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой…
Он в
каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
1926
Слайд 29
Классические розы
Как хороши, как свежи были розы
В моем
саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не
трогать их холодною рукой!
И.Меятлев,1843г.
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Слайд 30
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны,
ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи
нынче розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут- уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925
Слайд 32
* * *
Звуки на а широки и просторны,
Звуки
на и широки и проворны,
Звуки на у , как
пустая труба,
Звуки на о, как округлость горба,
Звуки на е, как приплюснутость мель,
Гласных семейство, смеясь просмотрел.
1915
Слайд 33
* * *
Солнцу светить ведь не лень,
Ветру свистеть незадача,
Веточку выбросит пень,
Море жемчужину, плача.
Мне не жалко
часов,
Я не лишуся охоты
Вечно разыскивать слов
Дружно шагающих роты…
1914
Слайд 34
* * *
Закат маляр широкой кистью
Небрежно выкрасил дома
Не
пробуждаемый корыстью
Трудолюбивый не весьма
И краска эта так непрочна
Она слиняла
и сошла
Лишь маляра стезя порочна
К хмельным забавам увела
1913
Слайд 35
Итог урока
Что общего в творчестве поэтов-футуристов и художников-авангардистов?