Слайд 2
“Литературная экспедиция”, совершенная Островским в 1856 и 1857
гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова
служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма, Кострома
Слайд 3
История создания драмы «Гроза»
Вообще, история создания и замысел
пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало
предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.
Слайд 4
“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка
Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли
сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержкой части приданого.
Слайд 5
Трагедия
В городе ходили упорные слухи о том, что
староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой
в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.
Слайд 6
Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным
изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно,
что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило ... “клыковское дело”.
Слайд 7
В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал
и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза”
была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.
Слайд 8
Хронология событий
Работа на «Грозой» началась в июле 1859
г.
Закончилась 9 октября того же года.
Опубликована пьеса в январе
1860 г. в
«Библиотеке для чтения».
Первое представление состоялось 16 ноября 1859 года.
Место первого представления – Малый театр.
Тело Клыковой найдено в реке 10 ноября 1859 года
Слайд 9
Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим,
особенным, но в то же время, он видел и
множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
Слайд 10
“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России,
данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада
и пейзажа.
«Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие» - скажет затем Кулигин в драме
Слайд 11
Катерина
Тонкая, романтическая натура Катерины, выросшей в обстановки любви,
понимания и молитвы, столкнувшись с грубым, унижающим человеческое достоинство
обращением в доме Кабановых и непониманием со стороны ближайшего окружения, не выдерживает и оканчивает жизнь самоубийством.
Слайд 12
Кабанова.
Властная помещица, живущая еще заповедями «Домостроя», не воспринимающая
ничьего мнения, кроме своего собственного, давящая любые проявления своего
«я» не только невестки, но и всех в доме, включая собственного сына, воинствующая гордячка.
Слайд 13
Тихон
Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок".
Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери.
При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.
Слайд 15
Борис
Борис Григорьевич, племянник
Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился
по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.
Слайд 18
Кабанова и Дикой - нашли понимание друг с
другом по схожести характеров .
Слайд 19
Взаимоотношения Катерины и Кабановой положены в основу драматургического
конфликта пьесы.
Слайд 20
Мечется задыхается душе Катерины в обстановке дома Кабановых.
Нарастающее напряжение требует логического разрешения. Гроза в природе –
«гроза» в душе героини.
Слайд 21
Пьеса была поставлена на сцене Малого театра в
Петербурге 16 ноября 1859 года