Слайд 2
Илья Муромец
Алёша Попович
Разгадайте имена и скажите, что их
объединяет?
Добрыня Никитич
Бодныяр Киничти
Шалёа Почивоп
Ияль Румоцем
Слайд 3
В. Васнецов. Богатыри
1881-1898, холст, масло,295,3x446 см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 5
«Былина – рассказ о том,
что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый»
В.И. Даль
Слайд 6
«Русский народ создал огромную
изустную литературу: мудрые пословицы
и хитрые
загадки, веселые песни,
торжественные былины – говорившиеся
нараспев, под звон струн
– о славных подвигах
богатырей, защитников земли...»
Л.Н. Толстой
Слайд 7
Происхождение слова «богатырь»
Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть
мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является
в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор.
Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»
Слайд 8
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма
и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший
исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями
«Илья Муромец»).
Слайд 9
ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ
В
образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных
качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде.
Он — герой общенародный, общерусский.
«Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей».
Слайд 11
Словарная работа
Кремневенькие-
Булатная броня-
Убранство-
Смета-
Палица-
Сажень-
из кремния.
стальная и узорчатая.
украшение, внешняя отделка.
несметное,
несчитанное богатство.
тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
2,134метра (3аршина)
Слайд 12
Словарная работа
Облатынивать-
Заподваливать-
Не простофильтесь-
Башлыки-
Вороновые-
Амбары-
обращать в католическую веру.
запирать в подвал.
не поддавайтесь на обман.
тёплый головной убор поверх шапки. Суконный
капюшон с длинными концами.
чёрные.
сараи для
хранения урожая,
припасов, товаров.
Слайд 13
-Чем похожа былина
на сказку?
Чем отличается?
-Похожа ли
былина
на стихотворение?
Чем?
-Можно ли назвать
поступки Ильи Муромца
подвигами? Почему так думаете?
Слайд 14
В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже
былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный
стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали
пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Виктор Михайлович Васнецов
«Гусляры»
Слайд 15
В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)
Иван Петров,
крестьянин Владимирской губернии
Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине
"Богатыри"
1883г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Ильины три поездочки
Слайд 16
В. Васнецов. Витязь на распутье
Холст, масло. 1882 г.
Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 17
Сюжет о камне на развилке дорог встречается во
многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба
ожидает его на каждом из расходящихся путей.
Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.