Слайд 2
«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый
мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название — «Не стоит
село без праведника», было изменено по требованию редакции. Рассказ написан в 1959 году.
Слайд 4
«Дом … стоял тут же , неподалеку, с
четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый
щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…»
Слайд 5
«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу –
отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба,
с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…»
Слайд 6
« …жили в избе еще: кошка, мыши и
тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она
ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она
берегла, больная была нога».
Слайд 7
«Они заполнили одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…»
Слайд 8
Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всё её
богатство: фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы –
свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно о фикусах говорится, что они заполнили одиночество хозяйки, а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней.
Слайд 9
«У тех людей всегда лица хороши, кто в
ладах с совестью своей».
Слайд 10
У нее было верное средство вернуть себе доброе
расположение духа -- работа.
Слайд 11
И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели.
Люди не смогли понять ее, ее внутренний мир, душу.
Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги, не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не дождалась.
Слайд 12
Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной,
никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее так
до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ — это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, абсолютно безответным, беззащитным.