Слайд 2
История исследования удмуртского фольклора
Изучение и собирание удмуртского фольклора
началось поздно, медленно развивается, и сейчас еще не столь
популярно.
Большинство исследователей интересовались лишь удмуртской филологией (особенно после Мултанского дела), при этом интерес фиксировался лишь на текстах, а не на их анализе.
Слайд 3
История исследования удмуртского фольклора
В последние годы XIX столетия
и в начале XX века работал первый удмуртский ученый
Григорий Егорович Верещагин. Именно он в равной степени интересовался вопросами истории, этнографии, фольклора и языка. Часто он и сам создавал тексты фольклорного характера. Но Г.Верещагин не был фольклористом по специальности, да и принадлежность к священному сану определяла его мировоззрение.
Слайд 8
История исследования удмуртского фольклора
Так же исследованиями в этой
области занимались И. Васильев, И.В. Яковлев, М.И. Ильин, Кедра
Митрей, Т. Борисов, Кузебай Герд.
Ими собрано огромное количество фольклорных текстов уже до 1914 года, но об их издании говорить пока не приходилось.
Слайд 9
История исследования удмуртского фольклора
Среди вышеназванных К. Герд первым
встал на точку зрения фольклориста. «Прошлое не вернется, оно
истлеет, и все то, что характеризовало удмуртов, унесет с собой в могилу. Если упустим настоящий момент, или же соберем материал, но исказим его оригинальность, потеряем огромное культурное наследство, оставленное нам предками», – пишет Герд
Слайд 11
История исследования удмуртского фольклора
В 30-е годы ХХ века
эта работа, начатая с большим воодушевлением, замедляется. Лучшие специалисты
– К. Герд, Т. Борисов, К. Митрей расстреляны как «буржуазные националисты».
Удмуртская фольклористика оживляется лишь после 1956 года. Появляются сборники удмуртских песен с нотами, сборники удмуртских сказок и легенд. Представители нового поколения фолькористов – П. Поздеев и Д. Яшин – начинают работать в духе добрых традиций 20-х годов.
Слайд 12
Поздеев Петр Кириллович (1931-2007)
Слайд 13
Яшин Даниил Александрович (1921-1988)
Слайд 14
История исследования удмуртского фольклора
В качестве заметного недостатка исследователь
Петер Домокош отмечает слабую собирательскую деятельность удмуртских фольклористов на
фоне активности фольклористов коми и мордвы. Мало еще изучены народная драматургия, народные игры, эпическая песня, загадка. Наиболее активно изучается лирическая песня, сказка, поговорки. Материал, связанный с религиозными обычаями относится к мифологии, а обрядовые песни все относят к народным песням без особой систематизации.
Слайд 16
Удмуртские песни
О прошлом и настоящем, об истории и
судьбе общества и личности больше всего может сказать удмуртская
народная песня. Она хранит и поддерживает память прежних поколений о заботах, радостях, горях, битвах и мирном труде. Она сопровождает человека от рождения до смерти, сопутствует ему в буднях и праздниках.
Слайд 17
Удмуртские песни
Народные изречения говорят: «Удмурт поет и с
мельницы возвращаясь», «С песней лучше работается», «Песня с каждым
дружит».
Однако, подлинное изучение удмуртской песни начались лишь после 1919 года. В собрании народных песен и их изучении в ряду других имен особняком стоит имя Кузебая Герда.
Слайд 18
Он осознавал важность фиксирования мелодии и собирал свои
материалы с помощью фонографа.
Удмуртскими собирателями зафиксировано огромное количество
песенных текстов, что доказывает особую роль песни в жизни народа.
Песни, звучащие во время работы, на пути с работы или с отдыха, во время коллективных праздников или в одиночестве, песни охотника или пчеловода, обрядовые песни – тематика неиссякаема.
Слайд 19
Пословицы и загадки
Самый интересный пласт удмуртского фольклора составляют
его малые формы – поговорки, пословицы, загадки, заклинания, ругательства,
молитвы и проч. Многие вещи невозможно перевести, так как в переводе они теряют свой смысл, своеобразие и выразительность.
Слайд 20
Пословицы и загадки
Собиратели раннего периода записали меньше пословиц,
чем представители поздних времен. Кузебай Герд собрал и обработал
несколько сотен примеров малых фольклорных форм. В 1950 году А.Н. Клабуков издает книгу, где собрано уже 460 пословиц, а в сборнике Н. Кралиной 1961 года их уже более 2000 единиц.
Слайд 21
Пословицы
Много пословиц говорит о трудолюбии удмуртов: «Без
труда жить нельзя». Это нужно учитывать и при выборе
невесты: «Пусть девушка будет некрасивая, зато трудолюбивая». Поучение о важности обмена опытом звучит так: «Без совета работу не начинай». Много пословиц основывается на истории народа: «Татарин – волк, русский – медведь, а удмурт – рябчик».
Слайд 22
Пословицы
Большинство пословиц состоит из простого предложения, в
котором содержится констатация факта, совет или же приказ: «Коза
и овца – не пара», «В свои сани садись». Но есть и более сложные конструкции: «Если парни не полюбят девушку, Инмар тоже не полюбит ее». Много односоставных предложений: «Любовь бесконечна», «Дешевый без пуха»
Слайд 23
Загадки
Загадки были записаны в большом количестве до 1917
года, но подлинное значение жанра в удмуртской жизни никто
из исследователей не отмечал. И опять только Герд понял их истинную ценность и не только записывал их, но и объяснял.
Слайд 24
Загадки
Фантазия народа витает свободно, фантазия удмуртов в загадках
очень образная. Здесь много сравнений, смелых метафор и гибербол.
Гром гремит, молния сверкает – это небесная бабушка крупу дробит, а из ее жерновов искры сыплются. Солнечные лучи – это руки и ноги солнца, а наполненное маслом корыто – солнечный луч на полу.