Слайд 2
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные
особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение
автора к событиям революции 1917 года.
План урока:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы
Единство замысла и композиции
Контраст как основное средство изображения в поэме
Система образов
Изобразительно-выразительные средства
Образы-символы.
Слайд 3
Творческая история поэмы «Двенадцать»
Слайд 4
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что
она пробуждает к жизни всего человека, если он идет
к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 5
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте
Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция и революция»
Слайд 6
Черновики А.Блока
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе
1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются
из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Слайд 7
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его
очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
Слайд 8
«Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» – какие бы
они ни были – это лучшее,
что я написал. Потому
что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Слайд 9
56-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру –
ураган (неизменный спутник переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11
января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.
Слайд 11
12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12 апостолов Христа –
разносчики учения Христа.
Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».
Слайд 12
Стилистика,
жанровое своеобразие поэмы
12
Слайд 13
Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание
нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.
Слайд 14
Жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто
составленная
из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих
одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
Слайд 15
«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась
в прямой
зависимости с новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок,
была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
Слайд 16
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не
только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в
текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».
Слайд 17
12
Единство замысла и композиции
Слайд 18
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век
глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России –
вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
Единство замысла и композиции
Слайд 19
Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена
в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но
если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 20
Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю
во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать»
стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.
Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
Слайд 21
Сходство первой и последней глав еще и в
том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается
антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Слайд 22
Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в
море жизни. Строя ее
сюжет, Блок широко
использует прием
контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.