Слайд 2
Вольфганг Амадей Моцарт
1756 - 1791
Слайд 3
В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга
Написано 600 произведений во
всех жанрах!
Шедевры! Оперы:
«Свадьба Фигаро»,
«Дон Жуан»,
«Так поступают все женщины»,
«Волшебная флейта»;
Симфонические,
камерные
произведения.
Жизнь великого композитора – вечное стремление к свободе!
Слайд 5
Справка. Итальянский композитор Антонио Сальери был знаком с
Моцартом, присутствовал на премьере его оперы «Дон Жуан» в
1788 году, где освистал постановку.
В основу сюжета произведения Пушкин положил историю о том, будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году в 30-летнем возрасте. Перед смертью был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, не раз каялся в своём преступлении. Вопрос о возможности этого злодейства остаётся не решённым окончательно. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ именно злодея, чтобы ярче проступали черты высокого гения.
Слайд 6
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом,
славой; также
Трудами и успехами друзей…»
Слайд 7
Вопросы для 1 группы.
1. Почему трагедия начинается с
появления Сальери?
2. Что дают нам монологи Сальери для раскрытия
его духовного мира?
3. Отчего Сальери, едва явившись на сцену, начинает вдруг припоминать всю жизнь –
с самого детства?
4. Как Пушкин подчёркивает натужность занятий Сальери?
5. Отчего он так часто уничтожает свои произведения?
Вопросы для 2 группы.
1. Что вы можете сказать о Моцарте?
2. Что определяет форму произведений Моцарта?
3. Каков он в жизни и в искусстве?
4. Как его характеризует Сальери?
5. Что говорит о себе сам герой?
Слайд 8
В трагедии появляется ещё один герой – слепой
скрипач. Это фигура второстепенная.
- Какую роль он играет в
развитии действия?
- Каково отношение к нему Моцарта и Сальери?
- Как меняется в лице Сальери?
- Что мучает его?
Слайд 9
Появление старика помогает почувствовать то, что творится
в душе у каждого из героев. Сальери мучает зависть.
Недоумение от того, почему Моцарт не ценит своего таланта. В этой музыке он услышал о Моцарте и о себе. Произведение Моцарта восхищает Сальери совершенством формы. Но душа его остаётся равнодушной, искусство не действует на неё очищающе. Не случайно именно в это время преступный замысел его становится окончательным решением.
Слайд 10
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я
не гений?
Слайд 11
Какие слова являются ключевыми в трагедии
«Моцарт и
Сальери»?
«Гений и злодейство – две вещи несовместные.»
Слайд 12
Бомарше – французский писатель, автор острых сатирических комедий:
«Севильский
цирюльник» (1775 г.),
«Безумный день, или женитьба Фигаро» (1784 г.),
«Преступная
мать».
Слайд 15
Моцарт
Всё даётся легко
Это дар от Бога
«гуляка праздный»
Музыка -
искусство
Сальери
Неустанно трудится
Слава добыта трудом
Ремесленник
Музыка – ремесло
Слайд 16
Что гнетёт сердце Сальери?
Зависть…
Слайд 17
«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный
человек.»
Слайд 18
Образ черного человека символичен. Это символ враждебного
мира, который не понимает гения, подавляет его своей завистью
и равнодушием. В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором, превратившим искусство в ремесло, и жизнерадостным гением, щедрым от своего таланта, человечности. Возвышенности Моцарта противостоит расчетливость Сальери. Здесь раскрывается одно из важнейших противостояний жизни: «гений и злодейство – две вещи несовместные». Именно эти слова Моцарта вспоминает Сальери, исполнив свой «тяжкий долг». Гибель выдающейся личности – покушение на счастье всех людей. Трагична и судьба убийцы. Духовный его конец наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В «маленькой трагедии» содержится две больших. И, тем не менее, музыка Моцарта остается, а вместе с ней и сам Моцарт.