Слайд 2
ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений
действительности, которые предлагается отгадать.
Понятие «загадка» происходит от древнерусского
глагола «гадати» - «думать», «рассуждать».
Загадки в своем большинстве рифмованы и ритмизированы.
Слайд 3
Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает
в себе скрытый вопрос: кто это? или что это?
Что
краше света белого? (солнце)
Что у нас чаще леса? (звезды)
Слайд 4
В основе загадки:
сопоставление предметов;
указание признаков или действия того
предмета, который нужно угадать.
Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления.
Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.
Слайд 5
Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц
короче всех?». Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы).
Слайд 6
Типы загадок.
Загадки-иносказания
Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
(капуста)
Загадки-описания
Течет,
течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(река)
Загадки-вопросы
Что
на свете всего мягче?
(ладонь)
Загадки-задачи
Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось?
(убитый)
Слайд 7
Все загадки носят обучающий характер,
способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
Композиция всех загадок
двухчастная:
первая часть – вопрос,
вторая – ответ.
Слайд 8
С момента своего появления загадка стремилась через свое
«поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром. О
чем были загадки?
Слайд 9
Таким образом, загадки представляют собой свод
знаний и сведений народа о внешнем мире. Это своеобразный
курс народного мироведения.
Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретных деталях.
Слайд 10
Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в
обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются
непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.
Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными.
Слайд 11
Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину.
Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над
водой, качает бородой».
Слайд 12
Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие,
событие. Вот как изображалась подвозка снопов к овину:
Скрипит скрипица,
Едет
царица,
Просится ночевать,
«Мне не век вековать,
Одну ночку ночевать:
Придут растопорщики,
Разложат мои косточки,
Тело в вал бросят,
А душу в рай стащат».
Слайд 13
Скрипица – это телега, царица – хлеб;
царица рассказывает,
что станет со снопами во время молотьбы.
Слайд 14
В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся
на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому
сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична.
Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит,
Тело тепло, крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет?
(Русская печь)
Слайд 15
Широко используется в загадках сравнение. Оно
помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась
так:
Бела, как снег,
Зелена, как лук,
Черна, как жук.
Слайд 16
Как следствие сопоставления в загадках часто
возникало противопоставление – антитеза. Например, в загадке о сверчке:
«маленькая птичка, а громко поет». Нередко противопоставление строилось на отрицании.
Без рук, без ног – через тын ползет.
(Месяц)
Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают.
(Санные полозья)
Слайд 17
Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали
гиперболы.
Рассыпался горох по сто дорог; никто его не соберет:
ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица.
(Звезды)
Слайд 18
Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным
явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью.
Она использовалась в военных, дипломатических делах, в повседневной жизни. В XIX веке были записаны фрагменты такой речи: «Ерзунь – от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!». Что значила такая фраза? Всего-навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»
Слайд 19
Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению
древних людей, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым
человеком; их знание приносило человеку счастье, не знание – гибель.
Знание всегда было признаком зрелости. Недаром у многих народов на свадьбе загадывали загадки – чаще всего жениху и его друзьям. Обнаруживая знание загадок, жених и сопровождавшие его поезжане как бы говорили: «Мы – близкие вам люди, мы понимаем вашу речь, мы – свои люди».
Слайд 20
Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной
речью, используя для этого загадки. Загадки воспитывали у подростков
поэтическое видение мира, учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно. Сказанное не означает, разумеется, что все загадки, известные нам, возникли в глубокой древности. Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. О загадках как таковых до нас дошли сведения начиная с XVII века.
Слайд 21
Каждая новая эпоха порождала новые загадки.
В XX веке родились загадки о радио, о самолете,
о тракторе, о новых видах оружия. Однако каждая новая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так.
Загадки и сегодня остаются одним из популярных жанров литературного творчества.