Слайд 2
Цели:
Проследить изменения образа литературного негодяя
Провести идейно-художественный анализ выбранных
литературных произведений
Дать характеристику отрицательных образов
Произвести сравнительный анализ литературных негодяев
из других произведений
Определить социальные истоки формирования отрицательного характера
Слайд 3
Объекты исследования:
Горе от ума
Капитанская дочка
Мертвые души
Господа Головлевы
Слайд 4
В словаре С. И. Ожегова слово определяется
так: негодяй – подлый, низкий человек, низкий в нравственном
отношении, бесчестный.
Слайд 5
Галерею открыл Алексей Степанович Молчалин, второстепенный персонаж
в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» (1824).
Слайд 6
В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью
соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе.
Слайд 7
Молчалин – мелочный, двуличный и раболепный человек.
Слайд 8
Нет почти ни одного крупного произведения А.С.
Пушкина, c выраженным авантюрным началом. Один из них -
Алексей Швабрин — один из героев повести "Капитанская дочка" ( 1836).
Слайд 9
Автор характеризует Швабрина как циничного, пустого человека, способного
оболгать девушку только потому, что она отказала ему во
взаимности.
Слайд 10
Пушкин показывает нам, что сохранить себя, выйти победителем
из сложных жизненных испытаний можно, лишь сохранив собственную честь,
человека в себе.
Слайд 11
С середины XIX века деньги начали играть решающую
роль. Эти тенденции отразились в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души» (1842).
Слайд 12
Павел Иванович Чичиков предчувствует зарождение нового строя и
внутренне уже готов к его условиям.
Слайд 13
Душа Чичикова, так же, как души помещиков и
чиновников, омертвела.
Слайд 14
Расширить представление об образе литературного негодяя поможет роман
М. Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880).
Слайд 15
Мир головлевской усадьбы- это мир единоличного произвола, мир
«властности», исходящей от одного лица, властности, не подчиняющейся никакому
закону, заключенной лишь в одном принципе самодержавия.
Слайд 16
«Катастрофа», то есть отмена крепостного права, подорвала самодержавие
Арины Петровны, как и вообще вотчинную власть дворян-помещиков.
Слайд 17
Галерея литературных негодяев была бы неполной без образа
Порфирия Головлева.
Слайд 18
В своей деградации он прошел три стадии нравственного
распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший
позорное существование «кровопивца».
Слайд 19
Иудушка мог ощутить полное счастье только в призрачном
мире безграничного стяжания и мщения.
Слайд 20
Глаза его источали «чарующий яд», а голос, «словно
змей, заползал в душу и парализовал волю человека».
Слайд 21
Выводы:
Образ подлого и низкого человека постепенно превращается в
литературный тип, и можно говорить о типологии отрицательных характеров:
предатель , карьерист, приобретатель.
Образ негодяя выполняет различные функции, а не просто является антиподом героя.
Отрицательные герои играют воспитательную роль, позволяя ярче проявиться лучшим качествам положительных героев
Русская литература учит наблюдать человеческие характеры и лучше разбираться в людях