Слайд 5
Литература зо -50-х годов
23 апреля 1932 года выходит
постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно - художественных организаций»
Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.
5
Слайд 7
17 августа 1934
года состоялся Первый съезд советских писателей.
На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие
Слайд 11
Социалистический реализм
На съезде
утвердился единый метод советской литературы – социалистический реализм.
Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы:
описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
Слайд 12
Классики соц. реализма
М. Горький «Мать»
Александр Фадеев
«Разгром»
Дмитрий Фурманов «Чапаев»
Слайд 13
Жанры социалистического реализма
Производственный роман -
литературное произведение, где
всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все
герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев. В СССР писалось много подобных произведений (не обязательно романов), там обязательно присутствовала "борьба нового со старым", при этом "новое" в конце обязательно побеждало. Из самых известных произведений на эту тему, прозвучавших в свое время на всю страну - "Битва в пути" Николаевой (был и фильм Басова), пьеса "Протокол одного заседания" Гельмана (фильм "Премия"), Мариэтта Шагинян «Гидроцентраль», Яков Ильин «Большой конвейер»
Слайд 14
Жанры соц. реализма
Колхозный роман
«Бруски»,
«Лапти» Фёдора Замойского.
В подобных произведениях
освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне.
Слайд 17
«Как закалялась сталь» - автобиографический
роман
Н. Островского о времени начала
ХХ века, времени неспокойном, времени становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.
Рассматривая роман «Как закалялась сталь» сегодня стоит отметить прежде всего роман как историю человека с очень тяжёлой судьбой, человека, живущего в трудные для России и её народа времена.
Слайд 18
Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь»
Слайд 21
Поэзия
Производственная поэзия (н-р,
стихотворение «Мобилизация» поэта Безымянного)
Агитационно–пропагандисткая поэзия
(стихи В.В. Маяковского)
Песенная поэзия ( творчество Михаила Исаковского, Льва Ошанина, Долматовского, Лебедева – Кумача)
Слайд 22
Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила
на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про
степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед:
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
1938
Слайд 23
Вдоль деревни
Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали
торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода,-
Мы такого не видали никогда;
Нам такое
не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого - звезда под потолком.
Небо льется, ветер бьется все больней,
А в деревне частоколы из огней,
А в деревне и веселье и краса,
И завидуют деревне небеса.
Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода,-
Мы такого не видали никогда.
1925
Слайд 24
А.А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, Лозинский
Слайд 25
Детская литература
К.Паустовский, В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков,
С.
Маршак
Слайд 26
Историческая литература
А.Н. Толстой «Пётр Первый»
Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля»,
«Смерть Визир-Мухтара»
Слайд 28
Русское зарубежье
Бунин, Шмелёв, Ремизов
Слайд 30
Начало изменений
В. И. Ленин хотел поставить искусство на
службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.
Вместе
с упразднением некоторых памятников, прославлявших царизм, предписывалось организовать конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.
Слайд 31
Направления
Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала XX в.:
символизм, кубизм, конструктивизм, лучизм, супрематизм, футуризм, кубофутуризм.
Слайд 32
Общества художников
В 20-х годах появились объединения «Бытие» и
«НОЖ» (Новое общество живописцев). Художники использовали приемы примитивизма, преимущество
отдавали пейзажам и натюрмортам.
Появилось общество «Четыре искусства» (1924–1931), в которое входили помимо живописцев (П. Кузнецов, А. Кравченко, Сорин и др.) и скульпторов (Мухина, Матвеев) архитекторы (Жолтовский, Щусев, Щуко и др.). «Четыре искусства» решительно выступали против авангардизма.
«Маковец» (1921–1926) –не только объединение, но и журнал под этим же названием. В объединение входили Л. Жегин, Н. Чернышев, В. Фаворский, А. Фонвизин, А. Шевченко, С. Герасимов.
Слайд 33
От имени русского авангарда выступали «Утвердители нового искусства»
–УНОВИС (1919–1920), обосновавшиеся сначала в Витебске (Малевич, Шагал, Лисицкий,
Лепорская, Стерлигов и др.), а затем распространившиеся в другие города.
В 1923 г. в Петрограде был создан ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры). В Москве ИНХУК существовал еще с 1920 г. Сначала его председателем был Кандинский, за ним Родченко, затем Осип Брик. Члены УНОВИСА и ИНХУКА были резко агрессивны к традиционному искусству прошлого и проповедовали «коммунистическое коллективное творчество».
Слайд 34
Лазарь Лисицкий, «Летят на Землю издалека»
Анна Лепорская, «Крестьянка
в поле»
Казимир Малевич, «Крестьянин»
Слайд 35
Символизм
Символисты пытались выразить в зрительных образах духовный опыт,
эмоциональные переживания. Символизм должен был "облечь идею в форму
чувства".
Врубель, «Демон»
Борисов-Мусатов, «Майские цветы»
Слайд 36
Кубизм
Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве
(преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века.
Возникновение кубизма относят к 1907.
Лентулов, «Пейзаж с желтыми воротами»
Шагал, «Я и деревня»
Слайд 37
Конструктивизм
Конструктивизм – стиль живописи, впервые созданный в России
в 1913 году, когда русский скульптор Владимир Татлин, во
время своего путешествия в Париж, увидел работы Брака и Пикассо. Когда Татлин вернулся в Россию, он начал создавать аналогичные работы. Они стали началом конструктивизма, имевшими особый вид на фоне искусства того времени.
Александр Радченко
Любовь Попова
Слайд 38
Лучизм
Лучизм — направление в живописи русского авангарда, одно из ранних
направлений абстракционизма. В основе - смещении световых спектров и светопередачи.
Считалось, что человеком в воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий
Михаил Ларионов, «Стекло»
Романович, «Лилии в пруду»
Слайд 39
Футуризм
Футуристы возводили некий прообраз будущего через разрушение культурных
стереотипов. Они были подобием революционеров в искусстве, так как
целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников .
Гончарова, «Соляные столпы»
Экстер, «Вино»
Слайд 40
Реализм в 20-30-х годах
Реализм в первые годы революции
имеет разную «окраску» в творчестве разных художников: символическую –
у Кустодиева, Юона, Коненкова, агитационную – у Чехонина, романтическую – у Рылова.
Коненков
Чехонин