Слайд 2
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что
она пробуждает к жизни всего человека, если он идет
к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 4
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте
Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция и революция»
Слайд 5
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Незадолго
до Октября поэт
определил происходящее в России как
«вихрь атомов космической
революции».
Блок в своих стихах
предчувствовал пробуждение России,
приветствовал его очистительный
приход, потому что жизнь настоящая
была для него невозможна. Когда он
завершил эту поэму в январе 1918
года, то достаточно строгий к себе
записал в своём дневнике: «Сегодня я
гений»
Слайд 6
Черновики А.Блока
Поэма «Двенадцать» начата 8 января, закончена 28
января 1918 года. Опубликована 3 марта. Блок, неоднократно подчеркивающий,
что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Слайд 7
56-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру –
ураган (неизменный спутник переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11
января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.
Слайд 8
3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда»
на оберточной бумаге напечатала
поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено
бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных
мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь
стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью»
(Из статьи А. Блока)
Слайд 9
Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой
армии в Сибири.
1919 год.
Слайд 10
«Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» – какие бы
они ни были – это лучшее,
что я написал. Потому
что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Слайд 12
12 глав в поэме,
12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12
апостолов Христа – разносчики учения Христа.
Викторов. Александр
Блок. «Двенадцать».
Слайд 13
Апо́стол(древнегреч.— «посол») — один из учеников Иисуса Христа
«Апостол» — богослужебная
книга, включающая часть книг Нового Завета, содержащая часть Нового
Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова (1564).
1. Апо́стол (греч.— «посол») — один из учеников Иисуса Христа, несущий людям его учение.
Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы-евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов).
2. (перен., чего.)Последователь и распространитель какой-нибудь идеи (книжн.). Апостол науки. Апостол добра.
3. Богослужебная книга, содержащая «Деяния» и «Послания апостолов».
прил. апостольский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Синоним слова апостол - вестник
Слайд 14
Стилистика,
жанровое своеобразие произведения
12
Слайд 15
Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание
нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
СВОБОДа
БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.
Слайд 16
Жанровое своеобразие произведения
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто
составленная
из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих
одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
Слайд 17
«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась
в прямой
зависимости с новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок,
была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Долгополов
Слайд 18
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не
только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в
текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».
Слайд 19
12
Единство замысла и композиции
Слайд 20
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век
глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России –
вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
Единство замысла и композиции
Слайд 21
Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена
в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но
если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 22
Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю
во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать»
стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.
Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
Слайд 23
1-я глава:
знакомство с основными образами-символами, емкая экспозиция,
первые 6 строк-
назывные предложения;
сатирическое изображение старого мира и нового
не примитивного,
а «нравственно-безнравственного»:
«злоба черная»
«злоба густая»
«злоба святая»
2-я глава:
12 красноармейцев
3-я глава:
образ «мирового пожара»- реализация идеи о победе мировой революции («господи,
благослови»). Два аспекта! Какие?
Н.Бердяев: «Болезнь русского общественного сознания я вижу прежде всего
в отрицании личной нравственной ответственности и дисциплины, в слабом развитии
чувства долга и чести, в отсутствии сознания, нравственной ценности подбора личных
качеств»
4-5 главы:
подробное описание внешности Катьки (проститутки)
6 глава:
нравственная оценка героями своего поступка
Слайд 24
7-я глава:
бездуховность
8-я глава:
углубленное проникновение в нравственно- безнравственный мир
героев, нравственная бездна
9-я глава:
торжество нового мира над старым: «паршивый
пес» – приговор старому миру,
романс о декабристах поэта пушкинской поры Ф.Глинки: обращение к декабристам как к явлению истории, установление связи времен, поиск ответов на вопросы.
10 глава:
отрицание Христа
11 глава:
Куда идут «двенадцать»? Какая даль является их целью? Общепринято, что мы живем в этой «дали»,- наверное, наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане, потому что начиналось оно с бездуховности, что первые шаги в наше настоящее были сделаны «двенадцатью» такими, как они. Блок показал нам эти шаги: «Ничего не жаль» …. , а себя?
М. Горький в «Несвоевременных мыслях» отмечал: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, она отбросила в сторону все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны»
12 глава:
«Державный шаг» … о какой «державе» идет речь? Держава и старая, и новая безнравственны, они идут по кругу. Последняя строфа-апогей шествия. Позади-пес- символ старого мира. В центре- «двенадцать». Впереди-Иисус(«двенадцать» считают, что Он им не нужен.
Слайд 25
Запись 18 февраля:
«Христианство-религия обездоленных, страх перед повторением бессмысленного
похода.
Но если Христос впереди, значит, есть надежда, поэтому поэма
начинается с «черного»,
а заканчивается «В белом венчике из роз».
«Двенадцать»- попытка понять свою страну и свой народ.
Слайд 26
Сходство первой и последней глав еще и в
том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается
антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Слайд 27
Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в
море жизни. Строя ее
сюжет, Блок широко
использует прием
контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Слайд 28
Контрастность произведения
В январе 1918 года с Блоком произошло
нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который
окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..
Слайд 33
«Мир и братство народов – вот знак,
под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет
ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 34
«Музыка стихий» Изобразительно-выразительные средства
песни
молитва
высокий слог
красноречие оратора
плач
Слайд 35
«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В
поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока
– метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 36
В поэме звучат интонации марша: « Раздается мерный
шаг»
Слышен городской романс.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня:
«Вперед,
вперед, вперед,
Рабочий народ»
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
Красноречие оратора: «Должно быть писатель-вития»
Народная песня:»Как пошли наши ребята в красной гвардии служить»
Плач: «Ох ты, горе-горькое»
Молитва: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»
Революционный ритм: «Шаг держи революцьонный»
Высокий слог : «Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной»
«Музыка революции»
Слайд 37
Образ «мирового пожара» –реализация идеи о победе мировой
революции.
Пожар-разрушение, уничтожение.
Что значит «мировой пожар в крови»?
В поэме речь
идет о том, что человек, вступивший на путь разрушения, должен начать
с разрушения самого себя, собственного созидательного начала.
Только после этого возможно разрушение внешнего, масштабы которого уже не имеют значения, поскольку главное – собственные нравственные устои - уже разрушено.