Слайд 5
Литературно-общественное и философское направление 60-х гг.
XIX в.,
представителей которого объединяли определенные идейно - философские концепции, взгляды
на социальное устройство общества, науку, искусство, политику.
Слайд 8
Генетически почвенничество восходило к направлению "молодой редакции" журнала
"Москвитянин" (1850—1856), основные его принципы были сформулированы на страницах
журнала "Время" (1861 -1863) и "Эпоха" (1864—1865).
Слайд 11
Во взглядах главных представителей почвенничества
(Григорьев, Страхов,
братья М.
М. и Ф. М. Достоевские )
основополагающей была идея о "национальной
почве" как основе и форме социального и духовного развития России.
Слайд 13
"Русское общество должно соединиться с народной почвой и
принять в себя народный элемент", — писал Достоевский.
Слайд 15
В философском плане почвенничество было консервативной формой философского
романтизма. Григорьев сам называл себя "последним романтиком".
Слайд 17
Выступая против "гегельянства", Григорьев защищает "автономию народного начала"
или же "близость родной почве".
"Почва - это есть
глубина народной жизни, таинственная сторона исторического движения".
И в духе своего "почвенничества" Григорьев любил подчеркивать "органичность" народной жизни и вообще всячески выдвигал идею "органической целостности".
Но эта органическая целостность имела для него скорее высший духовный, чем биологический смысл. Даже русский быт как таковой Аполлон Александрович ценил именно за эту "органичность".
По его мнению, не только крестьянство, но и купечество, в целом, сохранило православный уклад жизни.
Слайд 18
Большое влияние французского романтизма
(В. Гюго) испытал Достоевский.
Слайд 19
Три исходные, специфические для романтизма посылки — индивидуум,
нация и универсум получили в почвенничестве своеобразное развитие.
Слайд 20
Центр философских размышлений был смещен в сторону "национальной
почвы", нация осмыслялась как исходный принцип философствования.
Слайд 21
Основные идеи почвенничества сложились в полемике с журналом
"Современник" Чернышевского
и
"Русское слово" Писарева
по вопросам революции, прогресса и искусства.
Слайд 23
Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея
о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука
аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа.
«В том-то и признак настоящего искусства,
что оно всегда современно,
насущно – полезно».
Ф. Достоевский
Слайд 24
Для неакадемического образно - художественного философствования Достоевского было
характерно сопряжение философии и искусства:
"Философию не надо полагать
простой математической задачей, где неизвестное природа... Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, — следовательно, поэтический восторг есть восторг философии... Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее".
Слайд 26
Профессиональный философ Страхов в
"Письмах о философии" выразил
свое отношение к философии строже:
"Философия не есть
верование, чаяние
или мнение, а понятие
и наука о Божественном".
Слайд 27
В философском трактате "Мир как целое. Черты из
науки о природе" Страхов развил идеи антропологии почвенничества в
духе христианского персонализма.
В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания.
Человек занимает центрально; место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое.
Слайд 29
Мир, как организм, есть иерархия составляющих его частей
— отношение между ними включено в общую гармонию целого,
в котором нет ничего лишнего и бесполезного.
Религиозно - христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт почвенничества.
Слайд 30
Ф. Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи,
предпринял попытку построения религиозно - социальной утопии, воплощенной в
рае Христа:
"Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели".
Слайд 32
Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему
сочетались у представителей почвенничества с идеей об особой миссией
русского народа, призванного спасти человечество.
Слайд 33
В письме к М. П. Погодину А. Григорьев
писал: "Под православием разуме я сам для себя просто
известное, стихийно - историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни,
искусства... на почве
славянства, и
преимущественно
великорусского славянства,
с широтою его нравственного захвата — должно обосновать мир".
Слайд 34
Почвенничество претендовало на создание "нейтральной" идейной платформы:
с
одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права ("кошмарного прошлого"),
с другой — неприятие строя буржуазной демократии ("чумы буржуазной").
Слайд 36
На основе "нейтральной" идеологической позиции почвенничество стремилось объединить
все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России.
Слайд 37
Идейное родство почвенничества со славянофилами не мешало признанию
целого ряда заслуг и за западной культурой.
Обличение "гнилого
Запада" его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в почвенничестве с высокой оценкой "европейской культуры".
Слайд 39
Социологическая концепция почвенничества включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, "официальной
народности" и православия.
Слайд 40
Высшей целью социального реформаторства почвенничества была программа "постепенства
и малых дел", призывающая к "слиянию" всего "просвещенного общества
с народом в традиционно устоявшиеся формы русского быта — общину и земство.
Слайд 42
Западноевропейская историография и современная русистика часто обращаются к
широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как
"истинную форму русского духа" и "русского национального самосознания".