Слайд 2
На рубеже 19-20 веков
Россия переживала перемены во всех
областях жизни.
Предельная напряженность, трагичность времени.
«Время – интереснейшее
пестротою своих противоречий и обилием их».
М.Горький
Слайд 3
Социально-экономическое и политическое развитие России
Начало 20 века –
время правления императора Николая II
Россия – страна со
средним уровнем развития капитализма
Железные дороги связали Центр с окраинами
Возникли крупные банки
Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
Но при этом – низкая производительность труда
Отсталое сельское хозяйство
Слайд 4
В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Слайд 5
Культура России начала 20 века
Изменения в системе образования
– ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования
Развитие периодической
печати и книгоиздательского дела
Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
«Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Слайд 6
Русская литература XX века была представлена тремя основными
литературными направлениями:
реализмом,
модернизмом,
литературным авангардом.
Слайд 7
Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого.
Обсуждаются
последние пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».
Слайд 8
М.Горький
Романтические рассказы.
Пьеса «На дне».
«На дне» - первое произведение
М.Горького, которое принесло автору мировую славу.
Слайд 9
А.И.Куприн
«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»
Истинная любовь – основа
всего земного.
Любовь должна основываться на возвышенных чувствах.
Любовь надо
нести в себе всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.
Слайд 10
Представители модернистских литературных направлений
Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д.
Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеисты: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Слайд 11
Поэзия
СИМВОЛИСТЫ
А.Блок
К.Бальмонт
В.Брюсов
Слайд 12
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния
души потребовало нового отношения к слову-образу
Я – внезапный
излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
К.Бальмонт
Слайд 13
Предчувствие «грядущих мятежей»
Где вы, грядущие гунны,
Что
тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По
еще не открытым Памирам
В.Брюсов
Слайд 14
АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников
критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и
стремление ее отображать, не преобразуя.
Н. Гумилёв
А. Ахматова
В. Маяковский
В. Хлебников
Слайд 15
Представители авангарда
Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников,
В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин,
И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Слайд 16
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику
старья».
Стихи В.Маяковского, В.Хлебникова.
Слайд 17
В живописи почитают реалистов И.Репина, В.Сурикова, братьев Васнецовых
Слайд 18
Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа, К.Коровина, П.Кончаловского
А. Бенуа.
Последние прогулки Людовика XIV
К. Коровин
Париж после дождя. 1900
П.
Кончаловский
Бой быков в Севилье. 1910
Слайд 19
В музыке продолжают работать композиторы:
Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка
о царе Салтане», «Золотой петушок»)
И.Стравинский ( балет «Петрушка»)
А.Глазунов
С.Рахманинов
А.Скрябин
Слайд 20
К.Станиславский
Переживает расцвет русский реалистический театр.
Всемирную славу получает система
К.Станиславского, создавшего МХАТ.
Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов.
К.Станиславский
В.Мейерхольд
Е.Вахтангов
Слайд 21
Федор Шаляпин
Анна Павлова
Вера Холодная
Слайд 22
Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
Рамон Касас. Юная декадентка.
1899
Декаде́нтство, декаданс (фр. decadence — упадок) – особое восприятие
мира, умонастроение, сложившееся в конце XIX века.
Слайд 23
Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты
считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами являются:
мотивы
небытия и смерти,
отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Слайд 24
В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения»
в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и
беллетристы, как К. Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» В. Брюсов.
Слайд 25
Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали
в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.
Слайд 27
Декадентское движение сегодня
В феврале 1999-го года писательница Маруся
Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные
ночи». Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён.
В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
Андегра́унд (или андергра́унд) (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.