Слайд 2
Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на
рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к
поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову.
Слайд 3
•Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в
Москве.
•Отец Ахмадулин Ахат Валеевич — татарин по национальности
• Мать
Лазарева Надежда Макаровна — русская, итальянского
происхождения, работавшая переводчицей в КГБ
•Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия
Нагибина.
•Жена театрального художника Бориса Мессерера
•Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты
«Метростроевец»
•Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта
Е.Винокурова
•В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее
стихотворение Родина
Слайд 4
•По окончании школы поступила в Литературный институт им.
А.М.Горького
•Занималась журналистикой, писала очерки
•В 1959 Ахмадулина была исключена из
института за отказ участвовать в
травле Б.Л.Пастернака, но затем восстановлена
•В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы
•В 1962 стараниями П.Г.Антокольского была издана первая книга
Ахмадулиной «Струна»
•Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак» и «Собака» вошел
в неофициальный альманах «Метрополь» (1979)•Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире
•Ее поэтические произведения переведены на многие языки
• В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой
парень»
•В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в
её творчестве заметное место
• Ахмадулина переводит Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе
и других грузинских авторов
• В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в
которой ей посвящена одна из глав
Слайд 5
Весь литературный путь Б. Ахмадулиной - это последовательное
созидание
самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и
притягателен
неповторимо индивидуальной эмоциональной и
стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической
речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса с редким постоянством
пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не
будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над
суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным
историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая
особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения,
обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности,
доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта.
Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость,
ирреальность, характер таинственного "действа".
Слайд 6
Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко. С ним
она познакомилась еще в Литинтституте.
«Мы часто ссорились, но
быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось...» – вспоминал позже поэт. Этот брак продлился три года.
Слайд 7
Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин. «Я
так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом
номере она читала свои стихи нежно-напряженным, ломким голосом и любимое лицо ее горело. Я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я - для нее одной», - писал Нагибин.
Слайд 8
В 1974 году Белла Ахмадулина познакомилась с художником,
скульптором и театральным художником Борисом Мессерером. Они прожили вместе
более тридцати лет. Познакомились, выгуливая своих собачек, и это была любовь с первого взгляда.
Слайд 9
«Она родилась через сто лет после Пушкина и
ушла после столетия ухода Толстого», - сказал об Ахмадулиной
писатель Андрей Битов. В зале Дома литераторов во время прощания с Ахмадулиной присутствовали в основном шестидесятники. «С уходом Беллы стоит вопрос – остается ли в стране интеллигенция. Или она исчезнет, и ее заменят интеллектуалы, работающие на рынок», - отметил министр культуры России Александр Авдеев.
Слайд 10
Анализ стихотворения
«На улице моей который год...».
Иосиф Бродский
написал о поэзии Беллы Ахмадулиной, что ее стих "размышляет,
медитирует, отклоняется от темы", Вознесенский сравнил его с "высшей гармонией", а Евтушенко назвал "брюссельскими кружевами".