Слайд 2
Родилась в Одессе 11 июля 1889 г.
Родители: отец
– Горенко Андрей Антонович,
мать – Инна Эразмовна Стогова
Детство прошло
в Царском Селе.
Окончила Женсевскую гимназию.
Слайд 3
Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Уже
ранняя поэзия говорит об уникальности ее голоса и поэтического
зрения, о необычности самой манеры.
Слайд 4
Первый сборник «Вечер» поразил читателей и ценителей –
профессионалов своей необычностью и совершенством. Неизвестная молодая поэтесса вошла
в круг своих блистательных современников (А. Блок, В.Брюсов, А. Белый, З.Гиппиус, М. Волошин) так естественно, будто для нее уже было заготовлено законное место. «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник» - это книги любовной лирики. Ни тогда, ни раньше никто так не писал.
Слайд 5
Царское Село в жизни Ахматовой значило очень
много, его воздействие на ее душу и поэтический дар
было огромным. Это – поэтическая родина великого поэта – Пушкина. По ее признанию, она все время ощущала его живое присутствие, ведь они были тогда, можно сказать, ровесниками: он – лицеист, она – гимназистка.
Слайд 6
Ахматовская поэзия, строгая и классически
соразмерная, как бы повторяет, зеркально отражает в себе архитектурный
облик города на Неве – с его торжественными разворотами улиц и площадей, гранитными дворцами, морскими просторами и блистающими шпилями. Для нее это прежде всего город Пушкина, а так же духовная родина русской классической литературы.
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
1913 г.
апреля с.т.) вышла замуж за поэта
Н.С. Гумилева.
Слайд 9
Пейзажная лирика Ахматовой совершенно неотделима
от ее любовного переживания, от той или иной интимной
драмы – в этом ее редкое своеобразие, но в то же время и родственность русской классике – Пушкину, Лермонтову, Тютчеву. В ее стихах и «тверская скудная земля», и Павловск…
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь…
Слайд 10
А. Ахматова из всех поэтесс начала века произвела
самое сильное впечатление. Тонкая, высокая. Стройная, с гордым поворотом
маленькой головки, закутанная в цветистую шаль. Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий, не часто улыбавшийся рот. Темные суровые глаза. Ее нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею. На литературных вечерах молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде. Она делала это хорошо, умело, с сознанием своей женской обаятельности, с величавой уверенностью художницы, знающей себе цену.
Слайд 11
Мелодия родной земли, покоившаяся на пушкинской традиции, помогла
ей в годы Первой мировой войны занять позицию глубоко
патриотическую. Любовь к родной земле уберегла ее от соблазна эмиграции. Позиция Ахматовой в 1917 г. была совершенно определенной. 27 ноября 1917 г. она выступила на митинге в защиту свободы слова.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Слайд 12
Об аресте Н.Гумилёва Ахматова узнает на похоронах Блока.
16 августа 1921 года будут написаны пророческие стихи:
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
1 сентября 1921 года она прочитает о расстреле Н.Гумилёва
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
Слайд 13
Но главной болью,
неизбывной бедой в эти годы была судьба её сына.
Л.Н.Гумилёва арестовывали три раза, однажды даже приговорили к расстрелу. Ахматова писала Сталину, другим высокопоставленным лицам, прилагала все усилия, чтобы спасти его.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла…
Именно тогда начинается работа над «Реквием». Об этом Ахматова расскажет в прозаическом прологе «Вместо Предисловия»: «В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
Кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
-А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
Слайд 14
В годы Великой Отечественной войны Ахматова застала блокаду,
видела первые жестокие удары, нанесённые по её любимому и
воспетому городу.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»-
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
В эвакуации она напишет и другие стихи, отразившие её единство со всей Россией и народом, веру в победу.
Слайд 15
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет
плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда.
До первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над
«Поэмой без героя».
Слайд 16
В первые послевоенные годы Анну
Ахматову почти не печатали. Она по-прежнему писала о Рлдине,
была твёрдо уверена, что нельзя отнять у неё Россию, Пушкина, немногочисленных друзей, что добро делать очень трудно, но делала его. Говорила о Гумилёве: «Прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно». Писала Мандельштаму, когда тот был в ссылке, поддерживала Бродского…Чтобы заработать на жизнь занималась переводами, жила у знакомых. Но в памяти современников осталась именно такой:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.