Слайд 2
Александр Сергеевич Пушкин
О жизни час! лети, не
жаль
тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!
Слайд 3
Любовь, как и поэзия, овладевает всем
существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет
его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...
Слайд 4
Мария Николаевна Раевская
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые
тебе -
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой
судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Слайд 5
Стихотворения, посвященные
Раевской:
«Погасло
дневное светило…»
«Редеет облаков летучая гряда…»
«Фонтану
Бахчисарайского
дворца»
«На холмах
Грузии…»
(предположительно)
Сергей
Григорьевич
Волконский –
герой войны 1812 года,
декабрист
Слайд 6
« На холмах Грузии…»
На
холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Слайд 7
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь
нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё
просто... всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»
Слайд 8
Анна Алексеевна Оленина
…Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в
них
гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Слайд 9
«…Свести очей с нее нет силы…»
Олениной посвятил Пушкий стихи:
«Её глаза», «Увы!»
«Язык любви болтливый»
«Ты и вы»
«Не пой, красавица, при мне»
«Я вас любил…»
(предположительно)
Слайд 10
« Я вас любил…»
Я вас любил: любовь еще,
быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть
она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Слайд 11
« Я вас любил…»
Поэт пишет о том моменте,
когда чувство уже угасает, но «ещё угасло не совсем».
В его душе оживает любовь-воспоминание.
- Какая это была любовь? Попробуйте описать её своими словами.
- Как поэт подчёркивает силу любви?
- Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
Слайд 12
Анна Петровна Керн
Душе настало
пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как
мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Слайд 13
« Я помню чудное мгновенье…»
В.Г. Белинский: «Что
это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и
другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
П.И. Чайковский: «...в самом стихе... есть
что-то проникающее в самую глубь души.
Это что-то и есть музыка».
Слайд 14
Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Там, под заветными
скалами,
Теперь она сидит,
печальна и одна…
Никто ее любви небесной
не достоин.
Слайд 15
Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходящей всех
других во власти, с которой она управляла мыслию и
существованием поэта.
Ей посвящены стихотворения
«Сожженное письмо»
«Храни меня, мой талисман»
«Талисман»
«Все в жертву памяти твоей»
Слайд 16
«Сожженное письмо»
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго
медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все
радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Слайд 17
Наталья Николаевна Гончарова
Всё в ней гармония, всё
диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…
Слайд 18
Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего
и каждое движение ее было преисполнено грации. Необыкновенно выразительные
глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась удивительным самородком.
Наталья Николаевна поражала
всех
своей красотой и естественностью.
Она была не просто красива, от нее
исходил какой-то
внутренний свет,
который согревал все
вокруг себя. Ведь
именно Наталья
Николаевна смогла
открыть в душе стихотворца самые
сокровенные уголки. Натали была
необходима не только самому Пушкину, но и его поэзии.
Слайд 20
«Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал
свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 21
«Мадонна»
- Кто герои этого стихотворения?
- Какими и в
какой обстановке герои изображены?
- Обратите внимание на последнюю строчку
стихотворения.
В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»?
- В чем смысл такого сходства двух прилагательных в превосходной степени?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?
Слайд 22
Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была
страстью, в высшей степени, воплощающей в себе ощущение жизненной
полноты.
Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека.