Слайд 4
Ход урока:
1. Слово учителя: Если посмотреть на полотна
Исаака Левитана и открыть повесть А.П.Чехова «Степь», то поразишься
похожести пейзажных зарисовок:
«О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна…»
- «Вечер на Волге».
Слайд 5
«Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни
бодрого свежего звука, ни облачка…»
- «Золотая осень».
Слайд 6
«Что – то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское
тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса,
хорошо выезженная и покрытая пылью».
«Владимирка»
Слайд 7
«Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться
торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни…
И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску…»
- «Над вечным покоем».
Слайд 8
«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и
ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается».
«Ветряные мельницы»
Слайд 9
«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все,
побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…»
«Сжатое поле»
Слайд 10
«Из – за холмов неожиданно показалось пепельно –
серое кудрявое облако».
«Облачное небо»
Слайд 11
Конечно, это не попытка убедить, что Левитан иллюстрировал
Чехова. Скорее наоборот – комментарии полотен Левитана с помощью
Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников.
Слайд 12
2. О жизни Левитана. (Сообщения учащихся)
В Москве, на
Солянке, на четвертом этаже, под самой крышей, в квартире
с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда – то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока этого ничего не было, а были дети: два сына и две дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали. Сидит маленький Исаак у окна и глядит на крыши. А они зеленые, бурые, коричневые – подымались, опускались, будто текли, волнами перебегали по взгорбленным переулкам близ Солянки.
Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13 лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде.
В предрассветной мгле зимой и осенью бежит маленький Левитан на станцию, чтобы забиться в угол нетопленного вагона. Прячась от кондуктора, добирается без билета до Москвы. Повисает на подножке переполненной конки – и пулей влетает в торжественный вестибюль училища. Его однажды исключили за неуплату за обучение. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, - мальчика оставили.
Слайд 13
Левитан в заштопанном сестрой Терезой клетчатом пиджачке с
пятнами от масляных красок принес Саврасову небольшой холст «Вечер».
Саврасов воскликнул: «Ты – художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай, Левитан Исаак, работай вовсю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит». На Второй ученической выставке Левитан показал « Осенний день. Сокольники». Неожиданно для него картину купил сам Третьяков. Это была победа, а Левитану всего 19 лет!
Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней.
Слайд 14
Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало
одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому
можно поведать о том, что гнетет. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.
Много картин и этюдов художник написал на Волге. Левитан в течение всей своей короткой жизни куда – то ездит, что – то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпуская кисти из рук.
Слайд 15
Левитан в зените славы, богат. Он красив какой
– то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная
тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным… Сияет огнями Большой театр. В золоте, в малиновом бархате как бы запрятана колдовская сила, которая вот – вот , как только станет за пультом дирижер, хлынет потоком света, звуков, красок, движений, подхватит людей, находящихся в зале, и понесет их в иные миры. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах не мягкий свет, не умиротворенная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.
Слайд 16
Левитан – профессор пейзажного класса училища. Он подъезжает
к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь…
Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!
Слайд 17
3. Чехов и Левитан в жизни. (Сообщение учащегося).
Знакомство
Левитана с Чеховым началось в конце 1870 –х годов,
когда оба были бедными студентами. Но подлинно задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино на реке Истре. Охота, рыбалка, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:
А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень – очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка…
Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Нередко и пересаливали. Левитан обижался, уходил. Дня два – три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. После душевного кризиса, доведшего до самоубийства, Левитан в семье Чеховых нашел помощь и понимание.
Слайд 18
Был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод,
переживавшийся обоими крайне болезненно и омрачивший их отношения. Связан
он был с тем, что в сюжетной основе рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые грани реальных взаимоотношений Левитана, С.Кувшинниковой и ее мужа врача Д.Кувшинникова. После выхода рассказа Левитан усмотрел в нем обидные намеки и около двух лет не общался с Чеховым. Но эта обида была напрасной, потому что героиня Чехова далека от ученицы и друга Левитана Кувшинниковой, действительно незаурядной и одухотворенной женщины. И неслучайно дружба писателя и художника возобновилась к радости их обоих.
Слайд 19
Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании
пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью
Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:
Слайд 20
Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И
лошаденка тянет неустанно
Худые сани – неведомо куда,
А над безлюдьем
светится звезда…
Да, человека нет у Левитана.
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух,-
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А если я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы – в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.
А.Вергелис.
Полотна Левитана
помогают рождению слова
Слайд 22
«Осенний день. Сокольники».
Далеко стелется дорожка парка. Осень щедро
расплачивается за майские жемчужные дожди, за теплую радость, за
лунные соловьиные вечера. Она целыми охапками разбросала золото на листву берез, позолотила верхушки тополей, дорожку усеяла золотыми листьями. Золотая осень! В ней – нетленная красота. А в красоте все: и восторг, и радость, и грусть, и мечта о счастье…
Слайд 23
«Вечерний звон»
Две церкви, высокая колокольня словно тонут в
зеленом море. Синие купола на фоне зеленовато – белых
облаков. И все это опрокинуто в зеркальную гладь воды. Последний луч заката, отраженный в продолговатых оконцах церкви…
Слайд 24
«Над вечным покоем»
Левитан увидел старую деревянную церковку на
горе, почерневшие бревна, рядом погост. А вокруг неоглядные просторы,
огромное пронзительно высокое небо. Художник добился, чтобы ветхую церковь открыли, и престарелый отец Яков служил обедню…
В картине доминирует не покой, а восторженное оцепенение, охватившее художника, увидевшего величие мира, бесконечные просторы, бездонное небо, богатырский размах Волги…
Слайд 25
«Золотая осень»
«В багрец и золото» оделся лес. Оранжевым
пожаром полыхает листва берез. Она первая дает сигнал: осень!
Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней деревенька у самого горизонта, краски свежи, ярки, радостны. Небо синее- синее, и медленно проплывают прозрачные облачка. Речка тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось. Почему?
Слайд 26
Практическая работа
Разверни тематическое предложение в абзац:
Слайд 27
Как фотографически точно отображено на полотне сумеречное
состояние природы!
Слайд 28
Любуется небо своим отраженьем.
Слайд 30
Картина называется «Весна. Большая вода».
Слайд 31
Удивительно чувство цвета у Природы!