Слайд 2
Рассказ как эпический жанр
предполагает повествование об одном, но
ярком, значимом событии в жизни героя.
Основные характеристики жанра рассказа:
небольшой
объем;
одна сюжетная линия;
ограничение места действия и времени;
динамичность повествования;
мало действующих лиц;
значимая концовка.
Слайд 3
Мастера жанра рассказа XIX в.
И.С. Тургенев
А.П. Чехов
Д.Н. Мамин-Сибиряк
А.И.
Куприн
Н.С. Лесков
С.Т. Аксаков
В.Г. Короленко
Н.Г. Гарин-Михайловский
Л.Н. Толстой
и другие.
Накоплен значительный
опыт в этом жанре
писателями XIX в., что
подготовило почву для
его расцвета в XX в.
Слайд 4
Развитие жанра рассказа для детей
Первые рассказы для дошкольников
и младших школьников написаны Л.Н. Толстым.
Тематика рассказов:
О животных («Котенок»,
«Птичка»,
«Булька», «Слон» и др.);
О детях («Косточка» и др.);
Об окружающем мире («Пожар» и др.).
Материал в основном взят из жизни русской деревни.
Слайд 5
Развитие жанра рассказа для детей
Рассказы Л.Н. Толстого имеют
педагогическую ценность:
служат учебным материалом для отработки техники чтения;
содержат сведения
по природоведению, географии, истории;
закладывают основы нравственных представлений – учат думать над происходящим, извлекать «умную мораль».
Некоторые рассказы драматичны, эмоционально напряжены, даже трагичны. В них раскрывается психология героев.
Слайд 6
Развитие жанра рассказа для детей
Особенности рассказов Л.Н. Толстого:
краткость.
Есть даже специальные
пословичные рассказы, похожие
на притчи;
занимательность;
простота, незамысловатость
сюжета;
яркость и выразительность образов;
превосходный русский язык, доступный пониманию ребенка.
Слайд 7
Модификации жанра рассказа в ХХ в.
Исторический
Юмористический
Научно-познавательный
Игровой (нонсенс
ный)
Дидактический
Природоведческий
Слайд 8
Юмористический рассказ
о детях и для детей
Слайд 9
Юмористический рассказ
о детях и для детей
Связан с
детской психологией
Автор опирается на особенности мышления, речи, восприятия действительности
ребенком. «Юмор заложен в природе детской психики».
Основан на теории комического
Природа комического связана с противоречием, контрастом.
Основное противоречие в детских рассказах – между происходящим и тем, как это воспринимает и объясняет ребенок.
Слайд 10
Особенности изображения героя-ребенка в юмористических рассказах
Герой хочет казаться
более взрослым, умным, сообразительным, способным перехитрить других, желающим добиться
превосходства над другими.
Дети энергичны, деятельны, выдумщики, фантазеры.
Дети не думают, как оценят их действия взрослые или заблуждаются на этот счет.
В конце рассказа автор дает возможность герою посмотреть на себя и ситуацию со стороны, что способствует воспитанию его и читателя.
Слайд 11
Формы, приемы создания комического в детских рассказах
Формы
комического: сатира и юмор. В детских рассказах используется юмор.
Приемы
создания комического:
Детские фантазии, превращение обычного в необычное.
Ситуации неожиданности, недоразумения.
Комические преувеличения (гипербола) и преуменьшения (литота).
Слайд 12
Речевые средства создания комического в детских рассказах
фонетические
особенности детской речи (В. Драгунский «Заколдованная буква»);
семантика (смысл слов)
(А. Аверченко «Блины Доди»);
парадоксальные, неожиданные рассуждения детей;
детские диалоги (Н. Носов «Фантазеры»).
Слайд 13
Герои юмористических рассказов Н.Носова
Слайд 14
Герои юмористических рассказов
В. Драгунского
Слайд 16
Дидактический рассказ -
это произведение, содержащее поучение, в
художественных образах дающее читателям представление об этической норме.
Тематика: взаимоотношения
между детьми, между детьми и взрослыми, отношение к труду, природе, животным, процессу приобретения знаний и т.д.
Слайд 17
Мастера дидактического рассказа
Слайд 19
произведение, цель которого – сообщение детям знаний об
окружающем мире, пробуждение любознательности, познавательной активности.
Могут быть самостоятельными произведениями
и частью цикла, учебных книг и энциклопедий.
Часто используется сказочный прием: животные и растения говорят, рассказывают о себе.
Научно-познавательный рассказ -
Слайд 20
развивать интерес к знаниям, любознательность, пытливость;
расширять представления о
том, что нельзя увидеть своими глазами;
увлечь наукой, показать ее
значение в жизни человека и общества;
сохранять память о тех, кто прославил науку своим трудом, открытиями, достижениями.
Значение научно-познавательной литературы:
Слайд 21
давать юным читателям достоверные научные знания;
писать по-новому об
известном явлении, видеть необычное в обычном;
приблизить сложные знания к
возрастному уровню развития читателя.
«Эйнштейн как-то заметил (вполне справедливо), что если ученый не в состоянии объяснить ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профессиональной непригодности» (Ю.Б. Еськов).
Требования к научно-познавательной литературе:
Слайд 22
Виды научно-познавательной литературы
Научно-художественная -
синтез научных знаний
и художественного творчества.
Литература, дающая детям научные знания в
доступной их возрасту художественной форме.
В ней соединяется наука и искусство.
Научно- популярная -
литература, цель которой - популяризация знаний, изложение научных идей в простой, доступной форме.
Автор не пользуется художественными средствами или прибегает к их ограниченному кругу.
Слайд 23
Первые рассказы для детей появились в 1924 году.
Всего написал более 100 произведений.
Тематика рассказов: о детях
и взрослых, о море, о животных, о путешествиях, о смелых людях, о технике и др.
Рассказы имеют большую познавательную ценность.
Научно-познавательные рассказы Б.С. Житкова
(1882-1938)
В. Шкловский о Б.Житкове: «… пойми то, что он пишет, и тогда тебя не испугают ни пожары, ни моря, ни дальние страны, ни метели».
Слайд 24
Первая в мире энциклопедия для самых маленьких «Что
я видел»
Рассказ ведется от имени 4-летнего Алеши. Это герой-почемучка
– живой, непосредственный, любознательный мальчик. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о познавательной активности, свойственной ребенку данного возраста.
Глазами Алеши, который пускается в путешествие, автор помогает читателю 4-7 лет увидеть мир, узнать о многих вещах и процессах в простой и доступной читателю форме.
Слайд 26
Исторические рассказы -
произведения, в которых повествуется об исторических
событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать
исторические личности.
Героем исторического рассказа может быть личность, прославившая Родину в науке, в управлении государством, в проявлении гражданского мужества, в труде.
Слайд 27
Требования к историческим рассказам
опора на достоверные научно-исторические факты,
свобода от господствующей идеологии,
не навязывать читателю выводы, нравственные
уроки читатель должен извлечь сам,
форма подачи должна соответствовать возрасту читателей.
Слайд 28
Мастера исторического рассказа для детей
С.П. Алексеев (1922
– 2008) – участник ВОВ, историк по образованию, автор
произведений
«Грозный всадник» – о восстании С. Разина;
«Небывалое бывает» – об эпохе Петра I;
«Рассказы о Суворове и русских солдатах»;
«Птица-слава» - о войне 1812 г.;
«Богатырские фамилии» – о Великой Отечественной войне.
Рассказы отличает динамизм, напряженность повествования, богатство эмоций.
Тональность рассказов о Суворове близка народным легендам.
Слайд 29
Тема Великой Отечественной войны
А.В. Митяев (1924 – 2008)
«Землянка», «Мешок овсянки».
Б.А. Алмазов (1944 г.р.) «Горбушка» и др.
Если
С. Алексеев рассказывает о событиях, значимых для всей страны, то А. Митяев, Б. Алмазов изображают события, значимые для отдельного человека.
Мастера исторического рассказа для детей
Слайд 31
Игровые рассказы -
произведения, в которых фантазией автора создан
необычный мир.
Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями, история переворачивается,
смещается.
Распространились на рубеже XX – XIX веков.
Авторы: Ю. Вийра, С. Георгиев, М. Есенковский, О. Кургузов, С. Седов, А. Иванов (Тим Собакин) и др.
Слайд 32
Жанр одинаково тяготеет к сказке и рассказу, использует
приемы обоих.
Время, место непредсказуемо, может быть реальным и фантастическим.
Герои
– обычные дети и взрослые, обладающие необычными способностями или попадающие в необыкновенные ситуации, и выдуманные игровые персонажи (переодетый дракон).
Язык, передающий игру смысла, звуков – традиция обэриутов.
Черты игровых рассказов