Слайд 2
…И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не
ясно различал…
А.С.Пушкин
Слайд 3
Задачи урока:
Познакомиться с историей создания романа.
Получить представление о
месте произведения в творчестве А.С.Пушкина и в русской литературе.
Рассмотреть
своеобразие жанра «романа в стихах» и его композиции.
Выяснить, какие художественные принципы, методы и приемы положены в основу произведения.
Слайд 4
Знать
история создания
«роман в стихах»
«онегинская строфа»
«лирическое отступление»
«зеркальная симметрия»
оценка романа
В.Г.Белинским и современными исследователями
Слайд 5
История создания романа
«7 лет 4 месяца 17 дней»
(по подсчетам А.Пушкина)
I глава опубликована в середине февраля
1825 г.,
II глава - в октябре 1826 г.,
III глава – в октябре 1827г.,
IV и V главы - в начале 1828 г.,
VI – в марте 1828г,
VII - в марте 1830 г. ,
VIII - в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»),
IX глава – ныне VIII.
В марте 1833 г. вышла вся книга.
X глава была зашифрована и сожжена автором.
Слайд 6
Жанр романа восходит к роману Д.Байрона «Дон Жуан»,
который А.Пушкин считал лучшим творением английского поэта-романтика
«Я теперь пишу
не роман, а роман в стихах, — дьявольская разница! Вроде «Дон Жуана»…
А.С.Пушкин в письме П.Вяземскому, 1823 г..
Слайд 7
Проблематика
Судьбы лучших представителей
дворянской молодежи
в 20-е г.г. 19 века
Истинные и мнимые жизненные ценности
Внутренняя свобода мыслящей личности
и диктат светского общества
Поиск смысла жизни
Любовь и долг
Идеал женской красоты
Слайд 8
Жанр – «роман в стихах» – сплав эпического
и лирического
эпическое
лирическое
Наличие сюжета (отношения Онегина и Татьяны)
Мир чувств Автора,
его оценки поступков героев, событий, суждения о литературе, театре, дружбе, любви и др. («лирические отступления»)
Слайд 10
Композиция
Система противовесов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга
и др.)
Повторяющиеся ситуации
«Лирические отступления»
Движение сюжета в соответствии с
характерами героев
Отсутствие начала и конца
Слайд 11
Принципы организации художественного мира романа
Принцип противоречий
«Зеркальная симметрия» в
системе персонажей
и в композиции
Столкновение существовавших
ранее
литературных шаблонов с жизнью
Выход за пределы любых художественных канонов
Имитация в авторском повествовании непринужденной беседы
Диалогичность
Своеобразный историзм
Слайд 12
Основные приемы
Контраст (антитеза)
Отсутствие зачина в традиционном смысле,
«открытый финал»
Различные приемы включения чужой речи
Отсутствие событий как
таковых
Обман ожиданий читателя
Система ассоциаций
Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
Слайд 13
Онегинская строфа
вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине»
(первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в
1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж — женская, м — мужская рифма):
а, б, а, б, в, в, г, г, д, e, e, д, ж, ж, м, ж, м, ж, ж, ж, м, м, ж, м, м, ж, м, м.
Таким образом, эта строфа представляет собой сложное построение из:
1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б),
2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г),
3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и
4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).
Слайд 14
Об онегинской строфе
Эта сложность делает онегинскую
строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков
мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. В то же время благодаря указанной гибкости и, так сказать, «вместимости» О. с. является чрезвычайно удачной композиционной единицей романа и может служить очень показательным примером того, как новое идейное содержание определяет возникновение и новых форм его словесного воплощения.
Литературная энциклопедия
Слайд 15
О романе
«Собранье пестрых глав», - Автор в романе
«Энциклопедия
русской жизни и в высшей степени народное произведение», -
В.Г.Белинский
«Открытие» в «Евгении Онегине» русской действительности — русского мира — имело не только важнейшее познавательное значение, но и было связано с целым переворотом в области традиционных эстетических представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого предмета художественного изображения, круга явлений действительности, достойных поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства», - Д.Благой