Слайд 2
«…Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей
его жизни, всегда в своем творчестве оставался мечтателем, фантастом…Если
бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя,… мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе…»
В.Я. Брюсов, 1909 г.
Слайд 3
Содержание
Цели и задачи проекта
Краткая биография Н.В. Гоголя
Тема фантастики
в творчестве писателя:
I период (1829-1835 гг.)
٧ «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
- повесть «Ночь перед Рождеством»
II период (1835-1842 гг.)
٧ повесть «Нос»
III период (1842-1852 гг.)
٧ комедия «Ревизор»
٧ поэма «Мёртвые души»
Заключение
Источники информации
Н.В. Гоголь. Гравюра на стали Ф.И. Иордана 1857 г. с портрета Ф.А. Боллера 1841 г.
Слайд 4
Цели и задачи проекта
Цель данного проекта – с
помощью средств ИКТ раскрыть тему фантастики в творчестве Н.В.
Гоголя.
Задачи:
сбор материала;
анализ и обобщение фантастических приёмов;
зрительное представление персонажей (создание костюмов и рисунков);
Более глубокое изучение курса ИКТ.
Слайд 5
Краткая биография
Биография
Родители писателя
Родительский дом
Образовательные учреждения
Места связанные с Гоголем
Слайд 6
Биография
Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы
Миргородского повета Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем
в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Слайд 7
Родители писателя
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил
при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином
коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи.
Слайд 8
Родители писателя
Мать, Мария Ивановна Косарявская (1791-1868), из помещичьей
семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.
Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Слайд 9
Родительский дом
Детские годы Гоголь провел в имении родителей
Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись
Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Слайд 10
Учеба
В 1818-1819 гг. Гоголь вместе с братом Иваном
обучался в Полтавском уездном училище. С 1821 по 1828
гг. будущий писатель обучался в гимназии высших наук в г. Нежин Черниговской губернии. Здесь он познакомился с современной литературой, увлёкся театром.
Нежинский лицей. Акварель
О.Б. Визеля. 1830-ые гг.
Слайд 11
Места связанные с Гоголем
Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда. Сейчас
село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.
Нежин.
В XVIII-XIX веках Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году была основана Нежинская Гимназия высших наук. В этой Гимназии высших наук получили образование Н.Гоголь и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это - один из корпусов педагогического института.
Слайд 12
Места связанные с Гоголем
Санкт-Петербург. С 1831 до
1836 года Гоголь жил в Петербурге. Это время было
периодом его самой усиленной литературной деятельности.
Рим. Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел, так доволен жизнью".
Слайд 13
Места связанные с Гоголем
Москва. Гоголь, скитавшийся в зрелые
годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище
в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей. Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель.
Слайд 14
I первый период (1829-1835)
Этот период начался с поисков
своей темы, своей тропы в литературе. В сентябре 1831
г. вышла первая часть «Вечеров…», в 1832 г. была издана вторая часть. Открыв книгу, мы сразу погружаемся в атмосферу яркого малороссийского праздника, где реальность переплетается с фантастикой, настоящее сменяется сказочным и чудесным прошлым. Здесь мы встречаем и обычных малороссиян, и героев устного народного творчества: русалок и ведьм, колдунов и оборотней и, конечно, черта.
Слайд 15
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера…» - книга фантастическая.
Герои и рассказчики невероятных историй верят, что всё неизведанное
пространство населено нечистью. А сами мифологические персонажи тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей.
Слайд 16
«Ночь перед Рождеством»
Так, чёрт в повести «Ночь перед
Рождеством» выглядит как «настоящий губернский стряпчий в мундире». Он
хватает месяц и обжигается, дует на руку, словно чиновник, случайно схвативший раскалённую сковородку. Объясняясь в любви «несравненной Солохе», чёрт «целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал…».
Инсценировка повести «Ночь перед Рождеством»
(костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)
Слайд 17
Сама Солоха, казалось бы, ведьма, а значит, старуха
с носом-крючком и бородавкой на лице, сгорбленная, варит зелье
из лягушачьих лапок… Так нет же! Она не лишенная обаяния женщина, алчная поселянка, любящая поклонников.
«Ночь перед Рождеством»
Рисунок Маши Войновой
Слайд 18
Второй период (1835-1842)
Второй период открывается «петербургскими повестями»: «Невский
проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески».
Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», а завершает цикл повесть «Шинель» (1839-1841). Повести связаны местом действия – Петербургом. Гоголь создал собственный неповторимый образ северной столицы.
Нам она представляется призрачным, страшным городом, здания которого прижимают тебя к земле, стены домов окружают со всех сторон, в каждом фонаре скрывается неуловимая усмешка, а ночью небо так темно, что не видно звёзд и луны. Петербург сводит с ума, всё в нём абсурдно. В Петербурге человек теряет индивидуальность, сливается с серой массой. Петербург у Гоголя – мир будничной фантастики.
Слайд 19
«Нос»
Самая фантастическая из всех городских «историй»
- «Нос».Фантастика в этом произведении сильно отличается от народно-поэтической
фантастики в «Вечерах…». Здесь не важно, откуда взялся нос. Любое, даже самое бредовое предположение, не исключается. Но главное в другом – в «двуликости» носа. С одной стороны, это нос майора Ковалёва. Но второй «лик» носа – социальный. Образ носа – итог художественного обобщения, раскрывающий социальный феномен Петербурга. Суть повести не в том, что он стал человеком, а в том, что он стал чиновником пятого класса.
Рисунок Маши Войновой
Слайд 20
Нос для окружающих – вовсе не нос, а
«штатский генерал». Чин видят, человека нет, поэтому подмена совершенно
незаметна. Фантастика в повести «Нос» - тайна, которой нет нигде и которая везде, это страшная иррациональность самой петербургской жизни, в которой любое бредовое видение неотличимо от реальности.
Инсценировка повести «Нос» (костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)
Слайд 21
Третий период (1842-1852)
В 1835 году возникли замыслы комедии
«Ревизор» и поэмы «Мёртвые души», определившие всю последующую судьбу
Гоголя-художника.
По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем. Но свою проповедь Гоголь представляет скорее в перевёрнутом виде. Он не пишет о благородных юношах. Мир «Ревизора и «Мёртвых душ» - «мир антигероев». Он окутан атмосферой тайного учительства, что писатель умело прикрывает присущим только ему юмором. «Изюминка» его творчества – переплетение фантастики и реальности, преувеличение, доведённое до абсурда.
Гоголь, читающий «Мёртвые души». Э.А. Дмитриев-Мамонов. 1839 г.
Слайд 22
Рисунок
Маши Войновой
Читая «Ревизора», удивляешься: «Неужели и здесь
есть фантастическое?» Казалось бы, в комедии нет ничего сверхъестественного.
Но потом понимаешь, что гоголевский гротеск (преувеличение, близкое к фантастическому) доводит глупость Хлестакова до идеальной. Но, главное, в чём реализован гротеск писателя, это миражная интрига. Человеческая жизнь абсурдна, люди тратят её в погоне за множеством миражей, в стремлении настичь пустоту, гениально воплощенную Хлестаковым.
Комедия «Ревизор»
Слайд 23
Хлестакова трудно поймать на лжи. Он
просто не задумывается о правдоподобности своей отрывистой, необдуманной речи.
Кроме того, в пьесу вводится образ Петербурга. Это ещё одни мираж – с одной стороны - вожделенный и манящий, с другой - страхоточивый. Оба этих миража обретают воплощение! Городничий вот-вот получит новое звание. Невероятный, казалось бы, выигрыш, но не стоит забывать что это всего лишь мираж. Истина постепенно проясняется, а победа превращается в поражение.
И. И. Сосницкий в роли городничего
Слайд 24
Поэма «Мёртвые души»
В «Мёртвых душах», как
и в «Ревизоре», Гоголь создаёт абсурдный художественный мир. Когда
читаешь это произведение, создаётся впечатление, будто персонажи комедии утрачивают свою человеческую сущность и превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой.
Кроме того, в поэме Николай Васильевич вновь использует миражную интригу. И, в самом деле, путешествие Чичикова – бесконечная погоня за миражом, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми.
Слайд 25
Фантасмагория нелепостей продолжается с первой до последней страницы.
В книге самое невероятное прочно соединилось с реальным: не
только помещикам, но и читателю чаще всего не приходит в голову мысль, что покупка мёртвых душ вообще невозможна.
Как же к этому относятся партнёры Чичикова? Обратимся к некоторым из них.
Мёртвые души. Канцелярия. Гравюра на дереве Е.Е.Бернардского по рисунку А.А. Агина. 1846 г.
Слайд 26
Собакевич – воплощение дремучей, незыблемой прочности
помещичьего уклада. Видно, что он испытывает какое-то беспокойство. С
Чичиковым приходит в дом что-то тревожное, новое. Предложение Чичикова с точки зрения крепостнической помещичьей психологии вовсе не фантастично.
Собакевич. Рисунок Маши Войновой
Манилов. Рисунок Маши Войновой
Что же общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? Оказывается между их внутренними мирами есть общее. У них одинаковая «приятность» обращения. Но важно другое: их роднит пустопорожнее мечтательство.
Слайд 27
Заключение
Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Мы
проанализировали, как изменялись приёмы фантастики: фольклорная тема, знакомая с
детства (сказки), абсурд, миражи, гротеск.
Фольклорная тема в «Вечерах…» сменяется абсурдностью в «Петербургских повестях», в «Ревизоре» абсурдность переплетается с миражами, а в «Мёртвых душах» гротесковый приём Н.В. Гоголь доводит до необычайной высоты абсурдных миражей.