Слайд 2
«Я считаюсь злым критиком…»
Слайд 3
Семья
Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей
дворянской семьи.
Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского
литератора Якова Александровича Брафмана.
Брат, Михаил Фелицианович Ходасевич -известный адвокат.
Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.
Слайд 4
Юность. В кругу символистов
1904 - поступил на
юридический факультет
1905 - перешел на филологический факультет, знакомство
с символистами
1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма)
1914 - «Счастливый домик» (обращение к поэтике
пушкинского стиха)
Слайд 5
Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы)
Рецензирует сборники литературной
молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э.
Мандельштама
Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина
Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов
Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу)
Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)
Слайд 6
Вера в обновление. «Путем Зерна»
«Выйдя из символизма,
ни к чему и ни к кому не примкнули,
остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933)
1920 - книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой
Слайд 7
Поиски места в новой России
После революции Xодасевич
читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском
Пролеткульте
Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате»
Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др
Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»
Слайд 8
Интерес к творчеству А. Пушкина
1915 – статья «Петербургские
повести Пушкина»
1918 – статья «О «Гавриилиаде»
1921 – статья
«Колеблемый треножник»
1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»
Слайд 9
Эмиграция. В кругу А. М. Горького
1922 -
живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах
1923 - происходит разрыв с А. Белым
1923-25 - помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа»
1925 - переезжает в Париж
1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира» ,
в котором главенствует образ Петербурга
эпохи краха всего привычного уклада жизни
Слайд 10
Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" ,
печатается в "Последних новостях"
С 1927 - возглавляет литературный
отдел газеты "Возрождение"
Слайд 11
«Европейская ночь»
Печатается в журнале «Современные записки»
Приобретает репутацию
придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика.
1927 - выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь»
После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»
Слайд 12
Один из ведущих критиков эмиграции
Откликается на все
значимые публикации за рубежом и в Советской России
Ведет
полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления
Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища»)
Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании»)
Констатирует кризис поэзии
Слайд 13
Творческое завещание
1931 - художественная биография «Державин» (Париж)
1939
- мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)
Слайд 14
«Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество,
жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество —
определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской).
Слайд 15
Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.
Слайд 18
Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры
Отношение к
литературе как к духовному подвигу
Требование сотворчества от читателя как
непременное условие здорового развития литературы
Ненависть к литературной "улице"
Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад.
Слайд 19
«История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу
историей поэзии, так как именно здесь, а не в
прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB. 1914. 10 декабря).
Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция»
Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода
«...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)
Слайд 20
"Что же, как не фантом - этот мир,
населенный масками?"
"меняет костюмы и маски с такой быстротой,
что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого).
Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама
Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева
В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске
Слайд 21
"Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый
в своих порывах" (Новь. 1914. 1 апреля) (Об И.
Северянине)
В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"
Слайд 22
Критика зарубежного периода
Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное,
благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил
острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн)
В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами"
«Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )