Слайд 2
Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия
помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию,
безволие, равнодушие.
Слайд 3
Главная тема романа
Главная тема романа – судьба
поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не
сумевшего найти правильный путь.
Слайд 4
Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове»,
как и отчего у нас люди превращаются прежде времени
в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Слайд 5
В романе поставлены вопросы
о подлинной дружбе,
любви,
о гуманизме,
о равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.
Слайд 6
Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие
высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою,
подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 8
Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует
человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Слайд 9
Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию,
проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу.
Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Слайд 10
Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон
Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Слайд 11
Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две
первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю
для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 12
Завязка романа
В III и V гл. второй части
завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся
любовь и составляет завязку.
Слайд 13
Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия.
Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет
ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 14
Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей части. Илья
Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может
пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 15
Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые
составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 16
Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя.
Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он
снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 17
Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров
говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта
глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 18
Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки
зрения.
Слайд 19
Сюжет романа
Первая утверждает, что в романе две сюжетные
линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга .
Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 20
Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор
избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и
диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Слайд 21
Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей,
но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание
парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 22
Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга
и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком.
Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 23
Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль
играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного
изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский