Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Испытание любовью. Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов в романе И.А. Гончарова Обломов

Содержание

ЭпиграфОбломовы выдают всюпрелесть, всю слабость ивесь грустный комизмсвоей натуры именночерез любовь к женщине.Без Ольги Ильинской ибез её драмы с Обломо-вым не узнать бы намИльи Ильича так, как мы его теперь знаем.
«Испытание любовью: Ольга Ильинская и  Илья Ильич ЭпиграфОбломовы выдают всюпрелесть, всю слабость ивесь грустный комизмсвоей натуры именночерез любовь к https://www.youtube.com/watch?v=MX2uygvDaSk&t=53s    Обломов о себеhttps://www.youtube.com/watch?v=9nFTdd5whFoСцена в бане https://www.youtube.com/watch?v=iTPug0m-4KMШутка Штольца над Обломовымhttps://www.youtube.com/watch?v=5l4PjKB7vIoШтольц история жизни Композиция романа «Обломов» Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает Что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) Идеальная жизнь для Обломова: 1. Деревня2. Жена3. Новый, покойно выстроенный дом4. Добрые соседи-приятели5. Музыка6. Поэзия7. Любовь. Составляющие счастья Обломова:Рано встать2. Надеть шлафрок3. Походить по саду, подышать утренними испарениями4. «Любовь — это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Иннокентий Анненский Обломов на Гороховой улице. Художник Г. Мазурин - Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?   - Какой увидели вы, читатели, эту героиню? . Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь обретает словесную «зыбкость», в Ольга Ильинская «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, В Ольге мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей    		Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в План возрождения Обломова: Отучить спать после обеда Заставить прочитать книги, которые оставил Зачем ей все это надо?Чтобы удивился Штольц её способностям ( Обломов Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он     	Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех Но естественность влечения героев друг к другу только сильнее оттеняет активность одной https://www.youtube.com/watch?v=g6TJ4cBf4Z0Обломов и Ольга встречи Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с Ольгой Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее чувство Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова? (И хотя Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим ОльгуОбломов перестал спать, сбросил вместе с халатомсвою Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту) Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на https://www.youtube.com/watch?v=ZHEetXoah9oОбломов и Ольга ( письмо) «И всё это чудосделает она, та-кая робкая, мол-чаливая, кото-рой до сих пор Обломов загорается рядом с Ольгой Ольга ждёт от него постоянных действийОна желает, - Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?- Как дальше развиваются Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям  		Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала  Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?Но часто в мечтах Обломова 1) Почему Ольга и Обломов расстались?2) Явились ли перемены в душе Обломова необрати- мыми?Вопросы:  Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?Обломов начинает чаще обедать дома,ездит в Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают необходимость объяснения и идут      	Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого Кто виноват в причине разрыва их отношений?Обломов понимает, что с Ольгой он Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?Обломов не выдерживает испытания Обломовщина берёт верх над лю-бовью. Лень, стремление к покою побеждают    		Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в  “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский Гончаров – великий мастер – психолог – самое начало сцены объяснения Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Развязка её – призыв героини: «189/7». В этой последней фразе Ольги можно Детали.   Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное содержание Смогла бы я полюбить Обломова?Что бы я посоветовал Илье ОбломовуПисьменно ответить на вопрос: 1. Как Гончаров показывает постепенное сближе- ние Обломова и вдовы пшеницыной?
Слайды презентации

Слайд 2 Эпиграф

Обломовы выдают всю
прелесть, всю слабость и
весь грустный комизм
своей

ЭпиграфОбломовы выдают всюпрелесть, всю слабость ивесь грустный комизмсвоей натуры именночерез любовь

натуры именно
через любовь к женщине.
Без Ольги Ильинской и
без её

драмы с Обломо-
вым не узнать бы нам
Ильи Ильича так, как мы
его теперь знаем.
А.В.Дружинин

Слайд 3 https://www.youtube.com/watch?v=MX2uygvDaSk&t=53s
Обломов о себе
https://www.youtube.com/watch?v=9nFTdd5whFo
Сцена в

https://www.youtube.com/watch?v=MX2uygvDaSk&t=53s  Обломов о себеhttps://www.youtube.com/watch?v=9nFTdd5whFoСцена в бане https://www.youtube.com/watch?v=iTPug0m-4KMШутка Штольца над Обломовымhttps://www.youtube.com/watch?v=5l4PjKB7vIoШтольц история жизни

бане
https://www.youtube.com/watch?v=iTPug0m-4KM
Шутка Штольца над Обломовым
https://www.youtube.com/watch?v=5l4PjKB7vIo
Штольц история жизни


Слайд 4 Композиция романа «Обломов»

Композиция романа «Обломов»

Слайд 5 Цель урока:
доказать, что любовь развивает души и

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев,

сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в

их развитии.
Задачи урока:
раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;
воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;
развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.


Слайд 6 Что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Слайд 7 Идеальная жизнь для Обломова:
1. Деревня
2. Жена
3. Новый,

Идеальная жизнь для Обломова: 1. Деревня2. Жена3. Новый, покойно выстроенный дом4. Добрые соседи-приятели5. Музыка6. Поэзия7. Любовь.

покойно выстроенный дом
4. Добрые
соседи-приятели
5. Музыка
6. Поэзия
7. Любовь.


Слайд 8 Составляющие счастья Обломова:
Рано встать

2. Надеть шлафрок

3. Походить по

Составляющие счастья Обломова:Рано встать2. Надеть шлафрок3. Походить по саду, подышать утренними

саду, подышать утренними испарениями
4. Полить цветы
5. Подстричь кусты, деревья
6.

Составить букет для жены

7. Покупаться в ванне или в реке

8. Попить чай с сухарями, сливками или свежим молоком

9. Прогуляться с женой по аллее

10. Покататься на лодке

11. Зайти в оранжерею за персиками или виноградом

12. Позавтракать и ждать гостей

13. Заглянуть на кухню, где готовятся пирожки, сбиваются сливки

14. Лечь на кушетку, послушать чтение жены

15. Встретить гостей, вести с ними разговоры,

16. Обед, мокка, гавана - на террасе, разостлать ковры для десерта - на траве

17. Раздаются звуки арии «Casta diva», гости разбрелись, кто куда


Слайд 9

«Любовь — это не покой, она должна иметь

«Любовь — это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Иннокентий Анненский

нравственный результат, прежде всего для любящих».

Иннокентий Анненский


Слайд 10 Обломов на Гороховой улице.

Художник Г. Мазурин

Обломов на Гороховой улице. Художник Г. Мазурин

Слайд 11 - Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?  - Какой

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?  - Какой увидели вы, читатели, эту героиню?

увидели вы, читатели, эту героиню?


Слайд 12 . Любовь героев выявляет истинное родство их душ.

. Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит

Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается

понятное только им двоим душевное общение: «179/2», «179/3». Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их: «181/2». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.
Перед нами роман бурный и предельно духовный. Обломова не покидает и восхищение её артистической красотой, природа представлена в своей летней прелести. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта; раньше герой раскрывался описанием вещественных деталей – обстановка комнаты, халат. Теперь автор стремится уловить переливы его чувств во всей их напряжённости и изменчивости.



Слайд 13 Неожиданно для героини и для самого себя после

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов

пения Ольги Обломов признаётся в любви: «181/3 – 182».


Глубоко родственной музыке оказывается у Гончарова сфера заветных человеческих «мечтаний, желаний и молитв». Само любовное чувство, в его спадах и подъёмах, лейтмотивах, унисонах и контрапунктах, развивается в «Обломове» по законам крупного музыкально-инструментального сочинения. Отношения главных героев в романе не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв». Само признание Ильи Ильича «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!» (181/1), ставшее завязкой «Обломова», спровоцировано пением Ольги и произнесено прерывисто и «тихо», то есть не словами, а как бы самой душой героя.



Слайд 14 Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь

Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь обретает словесную «зыбкость»,

обретает словесную «зыбкость», в которой запечатлеваются неожиданные, текучие нюансы

чувства. Гончаров – психолог тонко передаёт необычное, «взвинченное» состояние своих героев. 181.
«У меня нет самолюбия, я стыжусь сердца», – признаётся Обломов. «180/1»,- поддерживает его Ольга. Она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника и готова защитить их от него самого.
Обломову чуждо малейшее самодовольство. «194/1,2» - в этих рассуждениях нет ни грани рисовки.
------------------------------------------------------------------------------------------------



Слайд 15 Ольга Ильинская





«Ольга в строгом смысле не была

Ольга Ильинская «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть


красавица, то есть не было ни белиз-
ны в ней,

ни яркого колорита щёк
и губ…»
«…губы тонкие и большею частию
сжатые: признак непрерывно устрем-
лённой на что- нибудь мысли …»

«…То же присутствие говоря-
щей мысли светилось в зорком,
всегда бодром, ничего не пропуска-
ющем взгляде тёмных, серо- голу-
бых глаз.»


Слайд 16 В образе Ольги Ильинской воплотились не только

В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской

лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что

видел писатель в русском человеке вообще.

Слайд 17 В Ольге мы видим те черты, которые

В Ольге мы видим те черты, которые всегда привлекали русских

всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности,

красоту не застывшую, а живую.
“В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Слайд 18    
Ольга чужая в своей среде. Но она не

   		Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что

жертва, потому что в ней есть и ум, и

решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы.
“Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц.

Слайд 19 План возрождения Обломова:

Отучить спать после обеда
Заставить

План возрождения Обломова: Отучить спать после обеда Заставить прочитать книги, которые

прочитать книги, которые оставил Штольц
- Заставить читать каждый

день газеты и рассказывать ей новости
- Заставить писать в деревню письма
- Заставить дописать план устройства имения
- Заставить приготовиться ехать за границу

Слайд 20 Зачем ей все это надо?
Чтобы удивился Штольц её

Зачем ей все это надо?Чтобы удивился Штольц её способностям (

способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)
Чтобы Обломов восхищался

ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)
Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..")

Слайд 21 Обломов

Обломов

Ольга
Ильинская


- Им обоим скучно среди светских людей
«Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»
-Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие
цинизма.
- Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу,
рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия,
деятельности.

Что сблизило героев?


Слайд 22 Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того

Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором

идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta

diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием.

Слайд 23      Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют

    	Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять

нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд

на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Слайд 24 Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту,

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех

доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды

ей. Она чувствует,
что в Илье нет
цинизма,
но есть постоянное
стремление к
сомнению и
сочувствию.
Но Ольге и
Обломову
не суждено быть
счастливыми.

Слайд 25 Но естественность влечения героев друг к другу только

Но естественность влечения героев друг к другу только сильнее оттеняет активность

сильнее оттеняет активность одной натуры и пассивность другой. Герои

по-разному понимают любовь.
Обломов – весь чувство. В каждом шаге и поступке он искренен. Во всём светит его «нестыдливое сердце».
Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. В начале романа эта разность только способствует их сближению. Ольга посчитала уроком, назначенным свыше,- цель возродить Обломова. «184/1» - самолюбие – двигатель поведения героини. Она была удовлетворена тем, что «184/2». Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём» (206).
------------------------------------------------------------------------------------------------



Слайд 26 https://www.youtube.com/watch?v=g6TJ4cBf4Z0
Обломов и Ольга встречи


https://www.youtube.com/watch?v=g6TJ4cBf4Z0Обломов и Ольга встречи

Слайд 27 Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что

Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с

в
отношениях с Ольгой Илья Ильич проявляет луч-
шие черты

своего характера. Какие это черты?

Задание 1.


Слайд 28

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее

им двоим. Настоящее чувство делает их души похо- жими.
«Да, я

что-то добываю из неё,- ду-
мал он.- Из неё что- то переходит в
меня.»
«Оба они, снаружи неподвиж-
ные, разрывались внутренним ог-
нём, дрожали одинаковым трепе-
том.»
«Солнце так же иногда, выходя из-за
облака, понемногу освещает один
куст, другой, кровлю и вдруг оболь-
ёт светом целый пейзаж. Она уже
знала мысль Обломова.»


Слайд 29 Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических

Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа

моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию

поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него наступал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». (Стр. 66/1, ч. 1, гл. 6.)



Слайд 30 Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги

Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова? (И

и Обломова?
(И хотя пора юности давно позади, в

душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «176» (Ч. 2, гл. 5). Но автор знает о том, что всё это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «177/1».)
Ольга поёт, и «177/2». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «178/1 – 179».
Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3 – 180


Слайд 31 Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу

Обломов перестал спать,

Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим ОльгуОбломов перестал спать, сбросил вместе с


сбросил вместе с халатом
свою апатию, лень, стал
читать, ездить по

гостям,
начал верить в будущее.
«Он догнал жизнь,то есть
усвоил опять всё, от чего от-
стал давно.»



Слайд 32 Как изменилась жизнь главного героя после встречи с

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

Ильинской? (обращаемся к тексту)
"Встает он в семь часов.
Читает, носит куда-то

книги.
На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.
Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:
Он весел, напевает:отчего же это?")



Слайд 33 Почему это произошло?
(произошло это под влиянием большого

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло

чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило

его полностью).
- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?
Запись:
Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.
- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?



Слайд 34 https://www.youtube.com/watch?v=ZHEetXoah9o
Обломов и Ольга ( письмо)


https://www.youtube.com/watch?v=ZHEetXoah9oОбломов и Ольга ( письмо)

Слайд 35 «И всё это чудо
сделает она, та-
кая робкая, мол-
чаливая,

«И всё это чудосделает она, та-кая робкая, мол-чаливая, кото-рой до сих

кото-
рой до сих пор
никто не слу-
шался…»
Автор об Ольге:









Что значит любовь для Ольги?


«Ей нравилась
роль путеводной звезды…»

«Жизнь-долг, обя-
занность, следо-
вательно, любовь-
тоже долг…»

Она «укажет ему цель, заставит по-
любить всё то, что
он разлюбил.»

«…ты должен стать выше ме-
ня. Я жду от тебя
этого.»


Слайд 36
Обломов загорается рядом с Ольгой
Ольга ждёт от

Обломов загорается рядом с Ольгой Ольга ждёт от него постоянных действийОна

него постоянных действий
Она желает, чтобы доб-
рый, доверчивый Обломов, сохранив

свои лучшие качества, прибавил себе воли,
энергии.

Без Ольги его тянет на диван
Обломов долго не мо-
жет быть деятельным,
потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу еже-
дневных разговоров в доме Ольги».


Слайд 37 - Прав ли Илья Ильич в оценке чувства

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?- Как дальше

Ольги?
- Как дальше развиваются их отношения?
- Как проявляется герой

в любви?
Запись:
Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.



Слайд 38 Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова

Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним

привела к внутренним изменениям и того и другого)
- С появлением

Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?
Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.
Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.



Слайд 39   Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не

 		Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть

могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся

множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.

Слайд 40 Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве,

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о

но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”:

“И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной.

Слайд 41
Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе

Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать,

хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим

спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.

Слайд 42  Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?
Но

 Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?Но часто в мечтах

часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все

хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.
Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.
- Что же постепенно понимает Обломов?
Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной" в "требующую".



Слайд 43 1) Почему Ольга и Обломов расстались?
2) Явились ли

1) Почему Ольга и Обломов расстались?2) Явились ли перемены в душе Обломова необрати- мыми?Вопросы:

перемены в душе Обломова необрати-
мыми?
Вопросы:


Слайд 44  Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?
Обломов начинает

 Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?Обломов начинает чаще обедать дома,ездит

чаще обедать дома,
ездит в театр не по зову души,

которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу..."
Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.
- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?



Слайд 45 Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают

Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают необходимость объяснения и

необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное

душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия.
Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.



Слайд 46       Обломов и Ольга ждут друг от друга

     	Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от

невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в

ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви.

Слайд 47 Ольга любит того Обломова, которого создала она сама

Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении,

в своем воображении, которого она искренне хотела создать в

жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Слайд 48 Кто виноват в причине разрыва их отношений?
Обломов понимает,

Кто виноват в причине разрыва их отношений?Обломов понимает, что с Ольгой

что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему

надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду".
И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: "...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!.."



Слайд 49 Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых

героев, без которых впечатление о них было бы неполным

и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".
Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".



Слайд 50 Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?Обломов не выдерживает

любовью?
Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать

на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.



Слайд 51 Обломовщина берёт верх над лю-
бовью. Лень,

Обломовщина берёт верх над лю-бовью. Лень, стремление к покою побеждают

стремление к покою
побеждают чувство к Ольге. Преоб-
ражение Ильи

Ильича было времен-
ным.

Слайд 52     Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел

   		Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что

добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок

окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.    

Слайд 53  “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой

 “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь

только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской

жизни; живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.



Слайд 55 Гончаров – великий мастер – психолог –

Гончаров – великий мастер – психолог – самое начало сцены

самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы

строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «186/1».
В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом.
А потому и речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством, раздумьем: «186/2, 187/2». В репликах и небольших по объёму внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполняющие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределённость, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, что ожидать от неё в следующую минуту: ласкового взгляда, от которого сердце радостно бьётся, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!» (187/4)
При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую её жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращённые к Обломову. Она либо спрашивает его о чём-то, либо побуждает к действию: «186/3, 4, 5; 187/3». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на её щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.

Слайд 56 Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию,

свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова

о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки».
Ольгу это извинение глубоко огорчает (187/2), она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют (188/1), на щеках пропадают два розовых пятна, она «188/2», «188/3». Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, какое действие на неё имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание. а прощение за то, что огорчил своим извинением, тем более, что в нём была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть своё сердце: «188/4».
 
Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «189/1, 2, 3, 4, 5». Она нетерпеливо ждёт, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределённо, медлительно: «189/6» (2 раза). Эти его слова являются кульминацией сцены.

Слайд 57 Развязка её – призыв героини: «189/7». В этой

Развязка её – призыв героини: «189/7». В этой последней фразе Ольги

последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть

более осторожным в своих речах. И всё же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц.
Символику слов подтверждают жесты героев: она «189/8». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 58 Детали.
Символическим лейтмотивом романа становится

Детали.  Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая

цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздражённая

его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. 189 Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами.
Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, при новой встрече (208), заменяет слова признания.
Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке. (207).
Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневался в глубине её чувства, в её сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» (230)
В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нём ещё проснутся душевные силы: «Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться».
На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда» (Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. –М., 1995. С. 292 – 295.)
Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.
В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила своё роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Слайд 59 Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не

Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное

могла составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины:

ему нужна была иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только радость сопереживания другой судьбы. 220/1.
Хотя ошиблись оба, Ольга многое предвидела, когда Обломов восторженно обратился к ней с. 209. Но, видимо, Ольга так безоглядно поверила в «возрождение» через любовь, что не посчитала нужным толкать героя на поиски. Ещё вероятно, что она сочла «другой половиной» хлопоты об имении, на которые и стала энергично направлять Обломова. Тонко почувствовав, что настоящая жизнь мужчины не может быть сосредоточена лишь на любимой, а должна иметь особое, своё содержание, Ольга не в состоянии была понять, насколько важно для Обломова, каково это содержание.

Пройдут годы – Обломов тихо будет умирать на Выборгской стороне «338» (ч. 4, гл. 2) – признается Штольц, с грустью глядя на друга. Но ведь и Ольга все «надежды на будущность» Обломова связывала с этим же «маленьким кругом деятельности». Минимум оказывается и тем максимумом, к которому она звала героя. Но хлопоты по имению Обломовым никогда не воспринимались как «строгая и серьёзная цель». Поэтому трезвость Ольги не смогла предотвратить грустный финал.

Слайд 60 Смогла бы я полюбить Обломова?

Что бы я посоветовал

Смогла бы я полюбить Обломова?Что бы я посоветовал Илье ОбломовуПисьменно ответить на вопрос:

Илье Обломову
Письменно ответить на вопрос:


  • Имя файла: ispytanie-lyubovyu-olga-ilinskaya-i-ilya-ilich-oblomov-v-romane-ia-goncharova-oblomov.pptx
  • Количество просмотров: 156
  • Количество скачиваний: 0