Слайд 2
Цели:
Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией;
Дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических
взглядах писателя;
Выявить взаимосвязь его творчества и судьбы;
Ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.
Слайд 3
ЗАДАЧИ
1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском
доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.
2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.
3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова.
Слайд 5
Становление и формирование личности писателя
а) Патриархальный уклад
жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в)
Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майкова, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".
Слайд 6
Мать писателя
Родился 18 (6) июня в Симбирске в
состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался
городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна.
Слайд 7
Н.Н.Троегубов, крёстный отец
. Первоначальное образование получил дома
под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже
в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.
Слайд 8
Кружок Майкова, его роль в формировании взглядов писателя.
В
1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца
Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. И хотя он "не увлекался юношескими утопиями в социальном духе" и "не давал веры материализму", в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны демократические тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста. Они нашли свое отражение в первом романе Гончарова "Обыкновенная история" (1847).
Слайд 9
Роман «Обыкновенная история»
Первый роман Гончарова опубликован в журнале
«Современник» в 1847г.;
Конфликт-столкновение двух характеров, двух философий жизни:патриархального, деревенского
и буржуазно-делового, столичного;
Александр Адуев и Петр Адуев;
Финал:мечты о славе поэта и государственного деятеля разбиты. Идеалы вечной дружбы увядают.Гибнут надежды на вечную любовь.
Слайд 10
Сотрудники журнала «Современник»
Фото 1856г.
Гончаров
Тургенев
Дружинин
Островский
Толстой
Григорович
Слайд 11
Фото конца 1870-х г.
Семья Трейгут. Воспитанники И.А.Гончарова
Слайд 12
Цикл очерков «Фрегат «Паллада»
Осенью 1852 отправился в путешествие
к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в
качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858).
Слайд 13
Роман «Обломов»
. История создания романа "Обломов"
а) Публикация
главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на
публикацию революционной и славянофильской критики.
С 1847г по 1858г.опубликовал в 1859г.
Слайд 14
Роман «Обрыв» («Художник»)
1858г-1868г;
Художник Райский- проснувшийся к деятельности Обломов;
Множество
сюжетных линий;
Россию надо спасать от «обрывов», от разрушительных революционных
катастроф. Созидатели и строители.
Слайд 15
Итог урока
Из 4-х великих романистов России Гончаров наименеепопулярен.
Гончаров-честный
русский консерватор, величие его в том, что нельзя бесцеремонно
обращаться с наследством, культурными традициями и богатствами природы.
Предупреждает, что развитие не должно порывать связи с вековыми ценностями национальной культуры.