Слайд 2
Классицизм
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и
направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19
вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Слайд 3
Истоки мирового классицизма
Бегите лишнего: Италии крикливой
Блестящих сумасбродств оставим
блеск фальшивый.
По скользкому, как лед, опасному пути
Вы к смыслу
здравому всегда должны идти.
Кто путь покинул сей, — немедля погибает:
Путь к разуму один, другого не бывает.
Никола Буало
Слайд 4
Западно- европейский классицизм
Основное свойство – обращённость к образам
и формам античного искусства как идеальным образцам.
Основа эстетики –
принцип рационализма и подражания природе.
Слайд 5
Черты классицизма:
Культ разума;
Художественное произведение организуется как искусственное, логически
построенное целое;
Строгая сюжетно-композиционная организация;
Жизненные явления преобразуются так, чтобы запечатлеть
их родовые, существенные черты и свойства;
Человеческие черты обрисованы прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;
Идеализация героев;
Подчёркивается объективность повествования;
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 6
Основные идеи классицизма:
Подражание природе;
Произведение искусства д.б. подобно алгебраической
формуле;
Всё должно соответствовать строгим правилам.
Слайд 7
Словесность наша явилась вдруг в XII веке.
А. С. Пушкин
Слайд 8
Классицизм в России.
Д. И. Фонвизин.
Слайд 9
Принцип трёх единств:
Единство времени (действие развивается не более
суток)
Единство места (автор не должен переносить действие из одного
места в другое)
Единство действия (одна сюжетная линия, кол-во действующих лиц ограничено(10-15), не д. б. побочных действий и персонажей)
Слайд 10
Всего в один лишь день вгоняет лет немало
И
в диком действии событья гонит вскачь:
И юноша-герой – в
финале бородач.
Но нас, кто разума законы уважает,
Лишь построение искусное пленяет:
Пусть все свершится в день и в месте лишь одном, -
И в зале до конца мы зрителей найдем.
Невероятным нас не мучьте, ум тревожа:
И правда иногда на правду непохожа.
Чудесным вздором я не буду восхищен:
Ум не волнует то, чему не верит он.
Н. Буало
Слайд 11
Пьеса «Недоросль»
От классицизма идет прежде всего принцип высшей
оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
В "Недоросле" - характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая - как отклонение от нее. Так оценивали современность и Ломоносов и Сумароков. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря - злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные - только порочны.
Слайд 13
Герои
положительные и отрицательные
Положительные:
Еремеевна, мамка Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница
Стародума.
Милон.
Отрицательные:
Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их,
недоросль.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Слайд 14
Тестовые задания с выбором ответа
1. Укажите, кого из
персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» характеризует следующая реплика Простакова:
«То
правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь».
1. Митрофан 3. Вральман
2. Скотинин 4. Стародум
Слайд 15
Тестовые задания с выбором ответа
2. Чью жизненную позицию
выражают слова: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек
во всякое время»?
1. Софья З.Правдин
2. Еремеевна 4. Стародум
Слайд 16
Тестовые задания с выбором ответа
Какую черту характера иллюстрируют
следующие реплики Простаковой в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:
«С утра
до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится, мой батюшка!»
«Отроду, батюшка, ни с кем ни бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу».
1. Грубость 3. Противоречивость
2. Жестокость 4. Невежество
Слайд 17
Тестовые задания с выбором ответа
4. Укажите, для кого в
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является примером Вавила Фалелеевич?
1. Скотинин 3. Простаков
2. Милон 4. Митрофан
Слайд 18
Тестовые задания с кратким ответом
1. Как в XVIII
веке официально называли молодых дворян, еще не получивших свидетельства
об образовании, без которого нельзя было поступить на службу?
Слайд 19
Тестовые задания с кратким ответом
2. Какова центральная проблема
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Слайд 20
Тестовые задания с кратким ответом
3. П.А. Вяземский в
статье «Фонвизин» утверждал, что «в «Недоросле» он (Д.И. Фонвизин)
уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады». Какое средство создания комического использует в комедии автор?
Слайд 21
Тестовые задания с кратким ответом
4. Вральман, Скотинин, Правдин,
Цыфиркин... Назовите, какой прием изображения персонажей использует Д.И. Фонвизин
в комедии «Недоросль», выбирая собственные имена с внутренней формой?
Слайд 26
Ода
(от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии
и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.
Слайд 28
М. В. Ломоносов (1711- 65)
первый русский ученый-естествоиспытатель мирового
значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник,
историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.