Слайд 2
План:
Понятие средневековой литературы.
Латинская и народная литература.
Эстетика средневековой литературы.
Литература
и фольклор.
Демифологизация.
Стихи и проза.
Средневековая поэзия.
Слайд 3
Понятие средневековой литературы:
Средневековая литература – это литература, принадлежащая
периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а
завершается в XV веке. Самыми ранними, но оказавшими сильное влияние на мир и русскую культуру, также литературу были: Евангелие, религиозные гимны Амвросия Медиоланского, работы Августина Блаженного, переведенная на латинский язык Библия.
Слайд 4
Латинская и народная литература
Различали два вида литературы: «Учёная»
и «Народная».
. В настоящее время средневековую литературу принято разделять
на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских).
. Понятие «литература» в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас, то есть предполагающее письменный и в то же время выраженно - индивидуальный характер текста, по-настоящему применимо только к латинским текстам эпохи.
В начале XII века при англо-нормандском дворе начался процесс перевода латинских текстов на романский язык (развитию народного языка в этой среде благоприятствовали, по-видимому, те англосаксонские обычаи, которые существовали до завоевания — и которые ещё не имели аналогов на континенте).
Слайд 5
Эстетика средневековой литературы
В Средние века появляется новая, по
сравнению с античностью, система эстетического мышления, обусловленная тремя основными
источниками: влиянием античности, христианства и народного творчества «варварских» народов. Средневековая мысль умеет сочетать систематическую разработку наследия прошлого с восприимчивостью к различным экзотическим влияниям, а также с редкой способностью заново открывать и использовать древние недра автохтонной, крестьянской культуры, сохранившиеся под покровом римской цивилизации.
Слайд 6
Литература и фольклор
В представлении медиевистов поэзия XI—XIV веков
имеет некоторое внешнее сходство с фольклором.
Фольклорная сказка или
песня внеличностны, тогда как определяющая черта литературного текста — это его конкретность и намеренная неповторимость.
Средневековые тексты занимают двоякую позицию относительно этих двух крайних точек.
Слайд 7
Демифологизация
Процесс развития средневековой литературы характеризуется демифологизацией, которая проявлялась
по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не опирались
на мифологический кругозор и превратились в поверхностную игру тропов при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона.Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) выражается в сказочности — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную — морально-психологическую. Крупнейшие поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения Данте, Чосер, Боккаччо утверждали жанры немифологических произведений и новой поэтики, в основе которой — акцент на вероятность, и даже общеизвестность рассказанного.
Слайд 8
Стих и проза
Появление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг
в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической
эпохой и Новым временем. До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман. Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII—XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
Слайд 9
Средневековая поэзия
В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и
Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим
полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), — происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.
Слайд 10
Вывод:
Средневековая литература была похожа на более позднюю, литературу
нового времени, а также она чем-то похожа на современную
литературу, возможно, это все от того, что именно средневековая литература заложила начало современной.