Слайд 2
План:
характеристика эпохи
Разделы по искусству
представители
Слайд 3
Характеристика эпохи
Условной мировой чертой
, за которой открылся «настоящий 20 век», принято считать
Первую мировую войну 1914-1918 гг. Как прозорливо писал Томас Манн, «это историческая веха, отметившая конец одного мира и начала чего-то совершенно нового». В сфере политической истории «новое» обнаружило себя очень быстро: в революционных кровавых переворотах, братоубийственных распрях, тоталитаризме и фашизме, ужасах Второй мировой войны, постоянной угрозе уничтожения всего живого на планете «мирным атомом» и мрачных предсказаниях экологической катастрофы.
Рухнула вера в разумность исторического процесса, в целесообразность поисков гуманного миропорядка, основанного на освещенных в веках христианских заповедях.
Слайд 4
Западная культура оказалась на
краю бездны, куда были низвергнуты основные нравственные устои, понятия
совести, части, добропорядочности, милосердия, любви.
Вторая половина 20 века изменила облик планеты, иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды писателей еще верили в «общечеловеческое братство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества» (Ромен Роллан), перспективы которого связали с социалистической идеей.
Слайд 5
Разделы по искусству
Одним из
ведущих модернистских направлений в литературе 20 века экзистенциализм (от
лат. exsistentia-существование).
Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. 20 века. Согласно этому учению человек, обреченный в мире на одиночество, может постичь свою сущность, лишь став абсолютно свободным от общественных предписаний и норм поведения, но и то иллюзорно, поскольку изначально приговорен к неизбежному исчезновению.
Модернистский способ познания действительности был отнюдь не единственным в литературе 20 в. Ее традиционная ветвь блестяще представлена жанром «интеллектуального романа». Это название принадлежит Томасу Манну.
Слайд 6
Писатель был уверен, что перелом, произошедший
в общественном сознании после Первой мировой войны, обострил необходимость
углубленно-точного анализа действительности. Этот процесс «стирает границы между наукой и искусством, влияет живую пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который… может быть назван интеллектуальным романом», -заметил он в одной из статей.
литература второй половины 20 века развивается на фоне альтернатив «массовой культуры» и модернистской «элитарной» словесности. Этот период принято называть постмодернистским, поскольку классика ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей.
Слайд 7
Представители
С именем Альбера Камю
(1913-1960) в эссеистику, прозу и драматургию вошли образы, говорящие
о всевластии смерти, абсурдности жизни. Его повесть-«Посторонний», эссе-«Миф о Сизифе», где раскрыл идею бессмысленности жизни; роман-«Чума» написан в жанре хроники.
Главой французских экзистенциалистов считается писатель, философ и публицист Жан Поль Сартр (1905-1980). Известность пришла к Сартру с публикацией романа «Тошнота»(1938). Роман написан в форме дневника. Его пьесы-притчи это: «Мухи» и «Дьявол Господь Бог», пьеса: «Грязные руки»
Слайд 8
Признанным классиком английского модернизма
является Джеймс Джойс (1882-1941). Огромное влияние на развитие мировой
культуры оказал роман «Улисс» (1922).
Уникальную страницу в художественной культуре 20 века составляет «интеллектуальные романы» Германа Гессе (1877-1926). В 1927 годы вышел его роман «Степной волк», где, по утверждению автора, он предсказал опасность фашизма.. В романе «Игра в бисер» нарисована действительность, которая практически не существует.