Есть в поэзии М.Ю.Лермонтова особенное только ему свойственное
обаяние, чистота, кристальное изображение образов, сочетание личного с общим, временное с возвышенным, небесным. Современники М.Ю.Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний.
Нас поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады.
Слайд 3
Читая стихи М.Ю.Лермонтова, мы
обратили внимание на три стихотворения под одним названием –
«Молитва», написанные в разные годы. Это и определило выбор темы нашей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова»
Слайд 4
-рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль
в творчестве М.Ю.Лермонтова;
-проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.
Цель работы :
Слайд 5
рассмотреть идейно-художественное звучание произведений М.Ю.Лермонтова, остановившись на
произведениях одного жанра, - поэтической молитве;
изучить критическую литературу, материалы
Интернет сайтов по выбранной теме – «Молитва как жанр лирики в творчестве М.Ю.Лермонтова».
Задачи:
Слайд 6
М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт.
Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии.
Поэт не дожил до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал М.Ю.Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта.
В основном творчество М.Ю.Лермонтова относится к лирическому роду литературы. Среди жанров лирики М.Ю.Лермонтова чаще всего встречаются элегии, романсы, песни. Но кроме этих перечисленных лирических жанров, имеется множество других.
Слайд 7
Молитва есть словесное выражение живого богообщения.
Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего,
убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Слово это — молитва — очень давно вошло в нашу речь.
Слайд 8
Не оставила равнодушным поэзия традиционной молитвы
и М.Ю.Лермонтова: поэт не мог не обратиться к этой
теме.
М.Ю.Лермонтов, как утверждают современники, слыл безбожником. Но существует рассказ о том, что поэта, злого отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Может быть, правда о нем - то, что увидел заставший его в церкви товарищ, а не то, что видели его критики, друзья и враги? Молитва М.Ю.Лермонтова тайна.
Слайд 9
В поэтическом творчестве
М.Ю.Лермонтова к жанру молитвы относятся прежде всего три его
одноименных стихотворения «Молитва»: «В минуту жизни трудную...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...».
обвиняй меня, Всесильный...») датирована 1829 годом и в соответствии
с хронологией является «начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:
Слайд 11
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня,
молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я
люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Слайд 12
М.Ю.Лермонтов уже в этом
стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры. Одной стороной она
навеки прикована к "мраку земли могильной", и "дикие волненья" этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.
Слайд 13
"Молитва" передает смятение, трагическое
раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой
о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, не смирившейся души.
Слайд 14
В 1837 году Лермонтов снова называет
свое стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
Слайд 15
Я, матерь божия, ныне
с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не
перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Слайд 17
Стихотворение строится как монолог лирического героя
- мольба о счастье любимой женщины, о её душе
(вероятно, что в «Молитве» речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа.
- Божьей Матери;
-лирического героя;
- и той, о которой этот герой молится.
Слайд 18
На первый план выступает образ героини
- её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами
«мира холодного». Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека..
Слайд 19
«Молитва» - шедевр любовной лирики М.Ю.Лермонтова. В
стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву
могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.
Слайд 20
Ещё через два года, в 1839
г., М.Ю.Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение «Молитва»
(«В минуту жизни трудную...»).
Слайд 21
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в
сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье
слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Слайд 22
Третья «Молитва» является
безусловной молитвой героя и представляет собой разрешение конфликта героя
со своей душой, освобождение от «страшной жажды песнопенья».
Слайд 23
Слезы в этой Молитве не знак
несправедливой судьбы, а проявление смирения и любви. Кроме того,
освобождение героя «от страшной жажды песнопенья» происходит только через молитву, и прежний ропот героя исчезает в ней.
Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его
религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.
"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.
"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".
"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.
Слайд 25
Таким образом, можно сделать вывод: молитвенный
жанр получил у М.Ю.Лермонтова особое развитие. Он не был
его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.