Слайд 2
Сергей Клычков, Пётр Орешин, Николай Клюев.
Слайд 3
Детство и молодость
Отец — урядник, сиделец в винной
лавке. Мать была сказательницей и плачеёй. Учился в городских
училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам не исповедовали старообрядчества.
Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.
В автобиографических заметках Клюева «Гагарья судьбина» упоминается, что в молодости он много путешествовал по России. Конкретные рассказы не могут быть подтверждены источниками, и такие многочисленные автобиографические мифы — часть его литературного образа.
Слайд 4
Клюев рассказывает и как послушничал в монастырях на
Соловках;
и как был «царём Давидом … белых голубей
— христов» (одна из православных «сект»), но когда его хотели оскопить, сбежал;
и как в Ясной Поляне беседовал с Толстым; и как встречался с Распутиным;
и как трижды сидел в тюрьме;
и как стал известным поэтом и «литературные собрания, вечера, художественные пирушки, палаты московской знати две зимы подряд мололи меня пёстрыми жерновами моды, любопытства и сытой скуки»
Слайд 5
Литературная известность
Впервые стихи Клюева появились в печати в
1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев
выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок (оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв.
Слайд 6
Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами
напряжённые) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем.
В 1915—1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.
Слайд 7
Религиозность Клюева
Как указывает А. И. Михайлов, Александр Блок
неоднократно упоминает Клюева в своих стихах, записных книжках и
письмах и воспринимает его как символ загадочной народной веры.
В одном из писем Блок даже заявил: «Христос среди нас»,
и С. М. Городецкий отнёс эти слова к Николаю Клюеву
Слайд 8
Клюев после революции
Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х
годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он
посылал свои стихи Ленину (хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы».
После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.
С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 30-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).
Слайд 9
Клюев после революции
Вскоре Николай Клюев, как и многие
новокрестьянские поэты, отдалился от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский
мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После самоубийства Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят. В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле».
Слайд 10
В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником
Анатолием Кравченко, к которому обращены его любовные стихотворения и
письма этого времени (преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подчёркнуто филологом А. И. Михайловым).
Слайд 11
Аресты, ссылка и расстрел
Сам Клюев в письмах поэту
Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной причиной
ссылки свою поэму «Погорельщина», в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и Советской власти.
Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха».
Слайд 12
Стихотворения из цикла «Разруха» хранятся в уголовном деле
Н.Клюева как приложение к протоколу допроса.
2 февраля 1934 года
Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений» (ст.58 10 УК РСФСР) и 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой, С. А. Клычкова и Горького переведён в Томск.
5 июня 1937 года он был снова арестован и в конце октября расстрелян на Каштачной горе.
Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году.
Слайд 13
Прижизненные книги стихов
Братские песни. (Песни голгофских христиан). 1912.
Братские песни. (Книга вторая) 1912.
Лесные были. М.: 1912.
Лесные
были. (Стихотворения. Кн. 3-я). 1913.
Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. М.: 1912.. 2-е изд. 1913.
Мирские думы. 1916.
Песнослов. Кн. 1-2. 1919.
Медный кит. (Стихи) 1919.
Неувядаемый цвет: Песенник. Вытегра: 1920.
Избяные песни. Берлин: Скифы, 1920.
Песнь солнценосца. Земля и железо. Берлин: Скифы, 1920.
Львиный хлеб. 1922.
Мать Суббота. (Поэма). 1922.
Четвертый Рим. 1922.
Ленин. Стихи. 1924.
Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. (Стихи о нём и очерк его творчества). 1927. (включена поэма Клюева «Плач о Сергее Есенине»).
Изба и поле. Избранные стихотворения. 1928.