Слайд 2
Цель:
показать, каково влияние творчества А.С.Пушкина на поэтов Серебряного
века.
Слайд 4
Пушкин - величайший из русских поэтов. Его влияние
на русскую литературу было и остается огромным, поэтому историко-литературное
изучение Пушкина необходимо и плодотворно.
Слайд 5
«Вечный спутник»
русской литературы
Слайд 6
«А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим
и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на
которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества».
В. Г. Белинский
Слайд 7
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До
сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин -
в роли мавзолея?
«Тайна» Пушкина и Цветаевой
Уши лопнули от вопля:
- Перед Пушкиным во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали - бунт
Пушкинский, уст окаянство?
Пушкин - в меру пушкиньянца!
Слайд 8
«Мой Пушкин»
Цветаева так и пронесла через всю
жизнь, с детства и до зрелости, образ своего А.
С. Пушкина, который соответствовал большинству требований, предъявляемых ею к правдивому, бессмертному русскому поэту.
Слайд 9
Пушкин и Пугачев
Марина Цветаева зорко разглядела, как сам
А. С. Пушкин
подпал под «чару» Пугачева, как он влюбился в Вожатого. Так в очерке «А. С. Пушкин и Пугачёв» на первый план выдвигается тема народной правды, помогающей поэту пристальнее вглядеться в живую жизнь.
Слайд 10
Параллельность судеб?
При всей случайности и ненавязчивости совпадений
нельзя, тем не менее, отрицать вероятность сознательного «моделирования» Мариной
Цветаевой своей биографии по принципу поэтического канона – Байрон, Пушкин, Лермонтов были для неё наилучшими образцами для жизни.
Именно особенность мирочувствия Марины Цветаевой, отличающая её от Пушкина, - эмоциональная экспрессивность – и сказалась на характере оценок творческого и жизненного пути
А. С. Пушкина.
Слайд 11
Пушкин в творчестве Ахматовой
Ахматова не ставила своей
целью подражание Пушкину. Она создала оригинальное лирическое произведение, выразившее
и отразившее ее индивидуальные переживания, с самостоятельной лексикой, своеобразной композицией, неповторимой образностью и интонацией. Однако пушкинское стихотворение "Талисман" проступает сквозь "Сказку о черном кольце" как архетип, определяющий и характер любовного чувства, и способ его культурного воплощения.
Слайд 12
Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин)
Слайд 13
Результаты исследования
Сравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока
и Маяковского, мы приходим к выводу, что для каждого
из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность. Для Есенина Пушкин — это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока — это философия, а для Маяковского — это форма.
С. Пушкина для писателей Серебряного века стал символом России.
Слайд 16
Библиография
Бочаров С.Г. Из истории понимания Пушкина //
Сюжеты русской литературы., 1999.
Вересаев В.В. Загадочный Пушкин,1996.
Жирмунский В.М. Творчество
Анны Ахматовой, 1973.
Иезуитова Р.В. Эволюция образа Пушкина в русской поэзии ХХ века // Пушкин. Исследования и материалы, 1967.
Муравьева О.С. Образ Пушкина: исторические метаморфозы // Легенды и мифы о Пушкине, 1995.
Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века, 1998.
Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира, 1999.
Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество, 1997.
Смит А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой, 1998.
Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.
Погудин О. Романс «Я Вас любил…»