Слайд 2
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники»
Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
По-вашему,
небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Слайд 3
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал
я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской
душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Слайд 4
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных,
пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех
праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Слайд 5
“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных,
без которых “несть граду стояния”. Н.С.Лесков
Слайд 7
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
Слайд 8
Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14
февраля 1870 года:
“Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в
восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.
Слайд 9
Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о
странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году
Н.С.Лесков.
“Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.
Слайд 10
…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра
в себе и кругом себя.
Н.Лесков
“Так просто добряк, или помешался,
или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?
Слайд 11
«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие
ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание
подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе».
В.Розанов (русский философ)
Слайд 12
Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина:
Крепостной форейтор. Побег.
В разбойниках и «няньках».
Поединок.
Плен.
Возвращение
на родину. Конэсер.
Любовь.
Под чужим именем.
Монастырь. Прозрение.
Слайд 18
Образ Ивана Флягина
Характерные черты:
Бездумность
Слепой азарт
Сила молодости
Смелость
Наивность
Смекалка
Доброта
Любовь
живучесть
Духовный рост
Отсутствие
внутренних нравственных законов (дух спит)
Пробуждение духа
Осознание грехов
Проповедь Николая Чудотворца
и Христа
Борение плоти и духа
праведность
Слайд 19
Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается
Флягин, артист и художник в душе?