Слайд 2
Проверь себя!
1. Бубнов
2. Лука
3. Актер
4.
Наташа
5. Сатин
6. Костылев
7. Лука
8. Бубнов
9. Сатин
Слайд 3
Спор о человеке
в драме Горького
Спор о человеке тесно связан с другим не менее
важным вопросом пьесы – вопросом о правде
Слайд 4
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ,
ПРИХОДИТ
К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ
ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ,
ЛЕВИ ДОУЛИНГ
Слайд 5
ПРАВДА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО
«НА ДНЕ»
Слайд 6
Вспомним.
Как обитатели ночлежки воспринимают своё положение до появления
Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности
смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»
Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников:» Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно….Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрёт жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесёт ему смерть жены. Да и мечта окажется мнимой.
Слайд 7
Какая сцена является завязкой конфликта?
Завязкой
является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на
жизнь: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…так-то». И ещё: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старикашку - то привели вы, Наташа…» - и всё развитие сюжета концентрируется именно на нём.
Слайд 9
В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ?
«ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И
ЕСТЬ…»
«ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ ВЕЛЕЛ»
«ЧЕЛОВЕК - ВСЕ МОЖЕТ…ЛИШЬ
БЫ ЗАХОТЕЛ…»
«…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…»
«ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…»
ИВАН МОСКВИН
В РОЛИ ЛУКИ
Слайд 10
Каким образом Лука действует на ночлежников?
Лука открывает в
каждом человеке хорошее
и вселяет веру в лучшее.
Слайд 11
Врал ли ночлежникам Лука?
Лука бескорыстно пытается
помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить
лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – «золотая сторона»
Слайд 12
Героев пьесы можно разделить на
«верующих»
«неверующих»
Анна не верит в
Бога
Татарин –в Аллаха
Настя – в «роковую
любовь»
Барон – в своё
прошлое,
возможно придуманное.
Клещ уже ни во что
Не верит,
Бубнов и не верил
никогда и ничему.
Лука. Это имя напоминает евангелиста Луку,
означает «светлый», и в то же время
ассоциируется со словом «лукавый» (чёрт)
Слайд 13
Какова авторская позиция по отношению к Луке?
Сам Горький писал о своём замысле: «основной вопрос, который
я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
Слайд 14
истина
истина
ложь
сострадание
Как соотносит Горький эти понятия?
противопоставляет
Слайд 15
Все герои сходятся на том, что
Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он
и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет…
ПОЧЕМУ?
Слайд 16
Может быть, дело в слабости самих
героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то
для осуществления новых планов. Неудовлетворённость реальностью сочетается с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность
Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников
внешними обстоятельствами, вовсе не винит
самих героев в неудавшейся жизни.
Поэтому они так потянулись к Луке
и так разочаровались,
лишившись внешней опоры с его уходом.
Слайд 17
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он
считал Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить
человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.
Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и
неоднозначен.
Слайд 18
Философский вопрос, который поставил Горький: что
лучше – истина или сострадание. Вопрос о правде многогранен.
Каждый человек понимает правду по – своему, имея всё-таки в виду некую окончательную высшую правду.
Посмотрим, как соотносятся правда и ложь
в драме «На дне»
Слайд 19
Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Два уровня «правды»
«частная»
правда,
которую отстаивают герои
«для себя»
Мировоззренческий –
В репликах Луки.
«Правда» Луки и его «ложь»
Выражаются формулой:
«Во что веришь – то и есть».
Слайд 20
Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова.
Это
наиболее мрачная фигура в пьесе.
БУБНОВ
ЛУКА
Слайд 21
В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА?
«НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ?
Я – НЕ
БОГАТЫЙ!»
«ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК ЩЕПКИ ПО РЕКЕ
ПЛЫВУТ…»
«ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…»
«ВСЁ СКАЗКИ…»
«ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ, УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…»
НИКИТА ТОЛУБЕЕВ
В РОЛИ БУБНОВА
Он относится к жизни
со злым пессимизмом
Слайд 22
В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА?
«ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. ВСЕ ЖЕ ОСТАЛЬНОЕ – ДЕЛО
ЕГО РУК И МОЗГА! ЧЕ-ЛО-ВЕК – ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО! ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! НАДО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! НЕ ЖАЛЕТЬ, НЕ УНИЖАТЬ ЕГО ЖАЛОСТЬЮ…»
«ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА!»
«ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ… ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!»
ДМИТРИЙ НАЗАРОВ
В РОЛИ САТИНА
«Правда» Сатина – в человеке
Слайд 23
Монолог Сатина о человеке
«Человек – свободен…Он
за всё платит сам: за веру, за неверие, за
любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек – вот правда!»
Слайд 24
Горький выделяет
две правды:
«Правду – истину»
«правду – мечту
Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу.
Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются взгляды самого Горького.
Слайд 25
Заключение
Герои Горького отражают двойственность,
противоречивость, мятежность самого автора.
Пьеса
«На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перестает в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».