Слайд 2
Из истории символизма
Символизм ( от греч.sumbolon – «знак», «символ») – в
литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе.
Основы эстетики символизма сложились во Франции в 60-70 годах 19 века в творчестве Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме.
Стремясь постичь тайное в мироздании, стремясь проникнуть в подсознание, где бессилен обычный язык, символисты обращаются к эмоциям, чувствам, интуиции, а не к разуму.
В России символизм сформировался в начале 1890-х годов и существовал примерно до 1917 года. В развитии русского символизма выделяют два этапа: «старшие символисты» и «младосимволисты»
Рубеж 19 - 20в. Исторические события этого времени вторгаются в повседневную жизнь людей, ломая привычные устои.
В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Возникают новые эстетические явления на фоне сильного подъёма философской мысли. Рождается система взглядов, получившая название «декаданс» (от франц. «упадок»).
Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая впоследствии название «поэтический ренессанс» или «Серебряный век».
Слайд 3
Символизм как миропонимание
Реалисты всегда являются простыми
наблюдателями, символисты – всегда мыслители.
К. Бальмонт
Теоретические основы русского символизма были сформулированы литературным критиком, поэтом Д. Мережковским в книге « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893год), в статье К. Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии», В работе Вячеслава Иванова «Мысли о символизме».
Три главных составляющих нового течения:
мистическое содержание,
символы,
расширение художественной впечатлительности.
Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур.
излюбленным источником были греческая и римская мифологии.
Слайд 4
Мистическое содержание
На рубеже 19 - 20в. появилось электричество, паровое отопление,
учёные совершают великие открытия в медицине, но не прекращаются войны, нет лекарства от жестокости, зависти и одиночества. Россия переживала кризис. Возрастает интерес к таинственному, мистическому.
«И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком… Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана», - писал Д.Мережковский в своей книге.
Мистическое содержание объявляется главным предметом нового искусства.
Мне мило отвлечённое
Им жизнь я создаю…
Я всё уединённое,
Неявное люблю.
Я – раб моих таинственных,
необычайных снов…
З. Гиппиус «Надпись на книге» 1896
Слайд 5
Символ – ключ к тайне
Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для
кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.
В, Брюсов «Ключи тайн»
Символ – основная категория поэтики символистов.
Символ – знак иной действительности
Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений.
Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова.
В понимании символов важную роль играет контекст.
Символ связан с областью тайного.
Символ приглашает читателя к сотворчеству.
Поэт в своих стихах обращается к «посвящённым».
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
В. Брюсов «Творчество» 1895
Слайд 6
Из «Толкового словаря» символистов
Вечер – символ таинственности, мистических
очарований.
Дым – символ непознаваемости, загадочности.
Земля – серая обыденность.
Лодка, чёлн
– символ земного бытия
Ночь – мрачная таинственность бытия.
Сон – сладостный миг откровения.
Солнце – далёкий свет, непостижимый идеал.
Сумерки – трещина между мирами.
Смерть – избавление от тяжести пошлого мира.
Слайд 7
Расширение художественной впечатлительности
И зову мечтателей… Вас я не зову!
К. Бальмонт
Символ, расширяя значение слова, становится важнейшим средством передачи чувства, настроения авторского замысла. Слушатель или читатель воспринимает текст во всей его многозначности. Начинается сотворчество. Слова-символы пробуждают в читателе его собственные мысли и чувства.
У каждого поэта-символиста свой путь в искусстве, но всех их объединяет поклонение высоким мечтам и чувствам, желание изменить мир, сделать его прекрасным.
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивости радужной игры.
Не кляните, мудрые, что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
К. Бальмонт 1902
Слайд 8
Поэтика символизма
Стихи русских символистов
– «поэзия оттенков» (В. Брюсов).
Символ
как основная категория является связующим звеном между материальным и идеальным миром.
Мироощущение может сжиматься в пределах символа или разрастаться до Вселенной.
Читателю предоставляется возможность завершить только намеченный поэтом образ.
Художественный образ отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ отсутствует как зрительная реальность.
Стремление к музыкальности и гармонии. Музыкальность – важнейший принцип символизма.
Свобода восприятия читателем образов-символов.
Подвижность и многозначность слова.
Расширены ритмические возможности русского стиха.
Слайд 9
«Старшие символисты» и «младосимволисты»
В начале 1890-х годов о новых путях развития
литературы заявили Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др.
Безнадёжность, отрицание существующего бытия, замкнутость, одиночество и незащищённость, повышенное внимание к мистической философии и эстетическому модернизму – прямой путь к символизму. «Старших символистов» часто называют импрессионистами и декадентами.
В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др. Последователи философа и поэта Владимира Соловьёва, Они утверждали, что мир спасёт Божественная красота, Вечная женственность. Божественная красота – это гармония между духовным и вещественным, между внешним и внутренним. «Младосимволисты», отрицая современный мир, верили в его преображение при помощи Любви, Красоты, Искусства.
Слайд 10
Глоссарий
Декаданс (от франц. «упадок») – общее обозначение
кризисных явлений в искусстве конца 19 – начала 20
века.
Модернизм (новейший) – философское и эстетическое направление, в основе которого лежит отрицание традиций классической культуры и стремление создать принципиально новое искусство.
Поэтика (поэтическое искусство) – учение о построении разных типов литературных произведений (поэтика романа, поэтика Пушкина).
Ренессанс (от франц. « возрождение ») – эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству
«Серебряный век» - понятие восходит к античной литературе. Геосид полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком. В современной историко-литературной традиции пушкинскую эпоху принято считать «золотым веком» (П.А.Вяземский «Три века поэтов»), а время 1890 – 1920 годов – «серебряным веком».
Художественный образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей эстетических эмоций художника. Художественный образ относится к духовной человеческой деятельности.